ЕГЭ: КАК УБИВАЮТ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ НА ВЗЛЕТЕ

Размышления у парадного подъезда Рособрнадзора по итогам результатов ЕГЭ по русскому языку

Результаты ЕГЭ по русскому языку в очередной раз показали, что больше всего баллов недосчитались талантливые и креативные выпускники, чье мышление и видение трудно впихнуть в общепринятые рамки и разработанные критерии оценки.

Именно из-за этих критериев снижают достаточно много баллов от общего числа. И в целом отличная работа (в особенности, если по критериям, оценивающим преимущественно знания предмета, стоят максимальные баллы) превращается в среднюю и неугодную для большинства бюджетных мест. А ведь без наличия «корочки» высшего образования, как известно, практически нереально даже элементарно попробовать себя в той или иной профессии.

Эксперты считают, что «золотой век» русской литературы стал возможным из-за отсутствия государственной итоговой аттестации в России в то время. ЕГЭ непременно убил бы Пушкина, Лермонтова, Гоголя и иже с ними.

Еще один не менее интересный критерий вырисовывается в оценивании экзамена по русскому языку. Звучит он примерно следующим образом: «Формулировка проблем исходного текста». Система такая: вам дают текст (текст-рассуждение или отрывок из какого-либо малоизвестного произведения), и вы должны найти и обозначить проблему сего повествования. Казалось бы, все лежит на поверхности. Но нет. Зачастую бывает, что текст содержит в себе как минимум две очевидные проблемы (но их чаще всего сложно обозначить и аргументировать с помощью приведенного текста) и несколько микропроблем, на которые так сразу и не обратишь внимание.

Но есть такие ученики, которые видят эти микротемы и микропроблемы гораздо лучше более очевидных и начинают писать свое сочинение именно по ним. Тут их и ждет «сюрприз» - эксперты имеют перед собой уже готовый список проблем того или иного текста во время проверки, и любое отступление от него грозит потерей баллов, причем немалой (до минус 20 баллов, а иногда и больше от 100), даже если ребенок смог блестяще аргументировать свою позицию.

Зачем такие рамки и условности? Ведь, опять-таки, существуют творчески одаренные дети, которые видят проблему гораздо глубже, чем обычные!

Увы, ЕГЭ в данном случае выступает противником таких детей. Он лишает их возможности получить заслуженные (именно уровнем понимания, а не зубрежкой) баллы. Почему те, кто имеет полное право на эти баллы, но выбивается из общей примитизированной колеи, остаются ни с чем – идут в армию или занимают крайне низкие должности в других профессиях, чтобы как-то заработать на свой хлеб. А те люди, которые заслужили высокую оценку лишь тем, что «вписываются» в так называемую систему, или классической удачей, получают высшие привилегии в дальнейшем?

Разумеется, это всегда достойно уважения, когда человек стремится к знаниям, пусть даже порой и не понимая, о чем он читает или что вообще зубрит. Такое усердие, действительно, заслуживает только восхищения и высоких оценок.

Но, снова поднимая вопрос о творческих личностях, почему же нельзя «раздвинуть» рамки уже имеющегося узкого круга, дабы дать волю талантливым людям показать себя и разнообразить и без того скучную серую будничность нашей обыденной жизни? Почему нельзя этих людей «впустить» в мир с первых шагов, не заставляя им бороться за свое существование в нем и за свое творческое «Я»?

Задумайтесь, может быть, это реально того стоит? И через несколько лет мы увидим блестящих писателей, выдающихся физиков и инженеров, талантливых дизайнеров, которым просто в свое время дали шанс?

А что Вы думаете на этот счет? Напишите нам в своих комментариях. Давайте вместе бороться за светлое будущее творческих личностей в России.

Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.