30 312 subscribers

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

6,8k full reads

“Титаник” – фильм, в котором есть как реальные персонажи (а поскольку история не очень древняя, то о них есть и достоверные сведения), так и вымышленные. Роуз, ее мама, Джек, Каледон Хокли – вымышленные.

Как в любом хорошем фильме, даже подлецы тут неоднозначные, в том числе и Хокли.

Очень ли он плохой или так себе, средний человечек?

В начале фильма он пытается командовать Роуз. На что имеет определенные права. Он собирается на ней жениться. А это 1912 год, права женщин в, так сказать, подвешенном состоянии. Кто работала или сама владела деньгами, как Молли, у того и прав и свобод было больше. Но в начале фильма Роуз и ее мама рассчитывают на выгодное замужество, они в зависимом положении, о равноправии речь не идет.

Он всего лишь вынимает у нее сигарету из мундштука и заказывает ей то же блюдо, что и себе – второе до середины 20 века было не просто нормой, это было приличным.

Если вспомните, в “Поющих в терновнике” Лион, мужчина, в котором самые передовые взгляды сочетаются с консерватизмом, умоляет Джастину, которая ему нравится и он с ней на равных, не позориться и позволить ему выбрать еду для нее. А это спустя полвека после "Титаника"!

Позже во время эпизода, где Джек вытаскивает Роуз из-за борта, поведение Хокли тоже объяснимо. Он не знал, что именно случилось, сначала он, как и все, подумал, что Джек напал на нее.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Кстати, социальное расслоение тогда было очень сильным. Пассажиры 3 класса на “Титанике” были действительно заперты, закрытые ворота – это не вымысел.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Они были отделены от пассажиров 1 и 2 класса из-за законов о миграции. Заходили на корабль и должны были сойти с него по отдельным трапам. На месте прибытия у них был даже отдельный порт - не Манхэттен, а остров Эллис, где был миграционный центр.

Рабочие, в понимании многих из высшего круга, действительно были людьми второго сорта. Поэтому в сцене после спасения Роуз Хокли обошелся с Джеком очень мягко!

Потом Джек идет на ужин. И Хокли на этом вечере очень дружелюбен с ним, хотя он не может не видеть, что его невесте нравится этот оборванец, надевший чужой костюм. Он сопровождает маму Роуз, дав возможность Джеку сопровождать саму Роуз, без которой он на этом вечере не знал бы, как себя вести.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Это очень интересный эпизод: Джек, попав первый раз в такое общество, да еще под атакой бестактных вопросов мамы Роуз, не просто выкручивается. Он говорит интересную всем речь и его поддерживают все, кроме мамы (в том числе Хокли).

Далее, Хокли не туп и не слеп относительно Роуз и ее чувств. Он видит, что она мечется от тоски. Поэтому дарит ей бриллиант до помолвки. Да, ей не нужен бриллиант, но он сделал то, что мог.

Роуз стремилась замуж за богатого, а он знал только язык денег.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Потом он пробует следить за ней, ограничить ее встречи с Джеком и это совершенно объяснимо – она его будущая жена, он заботится о своей и ее репутации.

Вообще все, что до катастрофы, надо смотреть, учитывая что это 1912 год.

“Титаник” затонул очень быстро, примерно за 2,5 часа после столкновения. Началась паника.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

В толпе, охваченной паникой, все люди раскрываются по-разному. Кто-то до конца сохраняет человеческое достоинство, кто-то даже жертвует собой, кто-то готов идти по головам, кто-то спокойно ждет неизбежного.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Есть исторические сведения, как вели себя пассажиры и экипаж “Титаника”. Капитан Смит был в апатии и почти не руководил эвакуацией, но исполнил древний морской закон – остался у штурвала тонущего корабля. История с офицером Мердоком выдумана, он ни в кого не стрелял, до последнего руководил посадкой в шлюпки, а позже погиб.

Директор White Star Брюс Исмей действительно буквально запрыгнул в шлюпку, а потом его долго травили в газетах как труса.

Момент, когда Исмей садится в шлюпку, а Мердок продолжает эвакуацию
Момент, когда Исмей садится в шлюпку, а Мердок продолжает эвакуацию

Судостроитель Томас Эндрюс не пытался спастись.

Главный конструктор Титаника, как и капитан, остался на борту
Главный конструктор Титаника, как и капитан, остался на борту

Отказались от борьбы за места в шлюпках миллионер Гуггенхайм и супруги Штраус (пожилая пара, которая лежит на кровати в каюте, заливаемой водой). Это реальные люди.

Супруги Штраус - она отказалась садиться в шлюпку и осталась с мужем
Супруги Штраус - она отказалась садиться в шлюпку и осталась с мужем
Гуггенхайм и еще несколько пассажиров первого класса предпочли остаться в салоне, выпивать и играть в карты
Гуггенхайм и еще несколько пассажиров первого класса предпочли остаться в салоне, выпивать и играть в карты

Также реальна история с последней шлюпкой, которую спустили на воду, когда “Титаник” почти затонул. Уже много людей плавало в воде, они пытались цепляться за борта.

В кино Хокли садится в эту шлюпку, подобрав девочку, возле которой нет взрослых. Судя по одежде, она из третьего класса. Если бы не он, девочка, скорее всего, погибла бы. То есть он, конечно, думает о спасении своей жизни, но при этом и ребенка тоже спасает.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Потом эту шлюпку атакуют люди, оказавшиеся в воде, они хотят выбраться и их отталкивают веслами. То, что это было – реальный факт. Люди обезумели от страха, спасали себя, боялись, что шлюпка перевернется и утонут вообще все.

Наверное, к тому моменту по-настоящему самоотверженные и отважные люди остались на корабле, отказавшись от борьбы или помогая другим .

В кино Хокли один из тех, кто отбивает шлюпку, отталкивая тонущих людей веслом.

Это ужасно, но это было в жизни. Не все сохраняют человечность, многие в критической ситуации делают вот так.

Паника, толпа – это психологические феномены. Страх смерти – самый сильный для многих людей. Нельзя заранее сказать, как сделали бы вы, если вы там не были.

Гораздо подлее Хокли, на мой взгляд, его камердинер Лавджой. Испытывать личную ненависть к Джеку он не может, ведь не у него тот увел невесту.

Мистер Хокли: такой ли он ужасный ("Титаник" Кэмерона)

Тем не менее именно он бьет Джека, причем прикованного – настоящая лакейская подлость. И бросает его на тонущем корабле, но когда еще нет такой паники и кажется, что есть большой шанс спастись – совсем не по-человечески.

Хотя даже Лавджой оказывается морально крепким - не особо паникует и когда Хокли считает, что его спасут деньги, тот показывает пистолет как символ того, что его судьба в его руках.

Я думаю, фильм Кэмерона слишком крут, чтобы там кто-то из главных персонажей был только черным или только белым. Это слишком просто и плоско.

Хокли как человек так себе, но если взять контекст – вполне обычный. Не оказался очень благородным, считал, что деньги могут все купить (а его предыдущий опыт жизни как раз это подтверждал). Но и не выдающийся подлец.

Почитать еще: