Плохие матери в литературе

15k full reads
18k story viewsUnique page visitors
15k read the story to the endThat's 84% of the total page views
3 minutes — average reading time

Плохая мать - это какая? Которая не любит, ставит интересы нового мужа или любовника (а скорее - исключительно свое желание прицепиться к нему) выше ребенка? Которая не целует и не балует? Не выслушивает и не формирует эту чертову духовную связь, которой насилуют мозг матерям 21 века разные псевдопедагоги?

Я как-то прочитала статью “Самые плохие матери в литературе”, и там не было Эммы Бовари ("Госпожа Бовари" Гюстава Флобера). На мой взгляд, она превзошла многих. Не только Скарлетт и Анну Каренину, но и безымянную мамашу Жана-Батиста Гренуя из романа “Парфюмер” (хотя та была умственно неразвита, с нее спрос небольшой).

Итак, Эмма Бовари. Женщина-противоречие: красивая, но не получившая за свою красоту никаких бонусов, начитанная, но неумная, жадная, но нерасчетливая. В целом ее образ можно свести к одному: уверенность, что она рождена для лучшего, но не за заслуги, а по факту, что родилась женщиной. “Ты же этого достойна!”.

Хочется повиснуть на шее любовника? Ты этого достойна.
Хочется повиснуть на шее любовника? Ты этого достойна.
Хочется повиснуть на шее любовника? Ты этого достойна.

Эмма выходит замуж за простого, скучного, небогатого Шарля, потому что не нашлось других женихов (красота не помогла). Муж раздражает ее своими грубыми манерами, ограниченностью. Фантазируя о блестящей жизни, которой она никогда не знала, Эмма даже заболевает (психосоматика - ничего удивительного). Приступы удушья - закономерный результат патологического стремления захватить что-то, на что нет никакого права.

У Эммы рождается дочь, но она не занимается ей, что по тем временам было нормой: ребенок растет у кормилицы. Однажды Эмма ощущает желание немедленно увидеть девочку, прибегает, но та срыгивает на ее наряд и Эмма испытывает отвращение. Несмотря на бедность, Бовари все же достаточно обеспечены, чтобы не заниматься грязной работой: например, не мыть попы и не иметь дел с отрыжкой.

Такая тогда была структура потребления: круглосуточная нянька стоила дешево, а на тряпки можно было спустить состояние.

Еще в книге есть пронзительный эпизод, когда Эмма отталкивает девочку и та падает и рассекает лоб. Для современной читательницы этого достаточно, чтобы однозначно вынести вердикт: мать-монстр!

Не кормила вкусносисей, не практиковала гнездование и совместный сон, не контейнировала и не говорила 10 обязательных фраз по три раза в день.
Не кормила вкусносисей, не практиковала гнездование и совместный сон, не контейнировала и не говорила 10 обязательных фраз по три раза в день.
Не кормила вкусносисей, не практиковала гнездование и совместный сон, не контейнировала и не говорила 10 обязательных фраз по три раза в день.

На самом деле вина Эммы перед дочерью, конечно, в другом. Она промотала все имущество мужа, довела его до смерти и покончила с собой. Дочь могла бы расти в семье доктора - уважаемого, хоть и скромного человека. А стала малолетней фабричной работницей (а дальше см. “Отверженные”, судьба Фантины). Шарль, не зная о мотовстве жены, откладывал какие-то деньги, рассчитывая воспитать Берту как барышню. Но мать сначала захотела, соря деньгами, бегать за одним мужиком, потом за вторым, а потом наелась мышьяка.

Будь Эмма той же равнодушной матерью, но бережливой и верной женой, она бы не была плохой. Любовь родителей к детям придумали не так давно, в 20 веке. Это сейчас шарлатанки делают состояния на книгах, как непрерывно дуть ребенку в жопу. Списки фраз, которые говорить нельзя, списки фраз, которые нужно повторять пять раз в день, как намаз мусульманину. И прочие инструкции по превращению матерей в невротичек, а детей в избалованных засранцев. А тогда от родителей требовалось гораздо меньше. И - о да! - и от матерей тоже! Дети - страшные конформисты. Я не знаю, все ли дети любят сюсюканья и поцелуйчики, и все ли хотят слушать бесконечные "проговаривания" и ободряющую чепуху и чтобы перед ними приседали и заглядывали в глаза. (Я даже подозреваю, что именно от такого воспитания подростки становятся слепыми и глухими, чтобы не слышать этот словесный мусор). Но знаю, что абсолютно все дети любят и ценят комфортную жизнь, в некомфортной обстановке начинают нервно чесаться и грызть ногти, а в асоциальной просто могут пойти на дно.

Так ли уж плоха Скарлетт О’Хара? По меркам 21 века она тоже монстр. Она ведь считала среднюю дочку некрасивой и глупой, а сыну регулярно говорила “Иди, поиграй на заднем дворе”. Она не контейнировала! Но при этом она зарабатывала, стремясь оградить от нищеты и даже повысить уровень жизни.

Скарлетт аристократка только по матери, а по отцу она бывшая беднячка. Она знает, что благородной бедности не бывает, что это дно. Видит своими глазами это (после войны) и делает все, чтобы дети не знали бедности.

Неужели этого мало? В мечтах о богатстве она думает не о нарядах, а о том, как было бы хорошо обеспечить Уэйда. И она вышла за Ретта, обеспечив сыну не только богатого, но и любящего отчима. Пусть это была не основная причина, но Скарлетт, увидев, как Ретт любит мальчика, потеплела к нему. Скарлетт прекрасно рефлексировала свое отношение к детям , оправдывала себя, как могла и не мешала Мелани нянчиться с ними, не ревновала, понимая, что та дает им тепло.

Недостаточно сильно любила детей, но понимала это и старалась компенсировать
Недостаточно сильно любила детей, но понимала это и старалась компенсировать
Недостаточно сильно любила детей, но понимала это и старалась компенсировать

И это ужасная мать? Да обычная. И, кстати, Уэйд в конце книги уже почти подросток - он очень умный, скромный и достойно себя ведет. А у “святой” Эллин О’Хара выросли такие дочки, как Скарлетт, Сьюлин и Кэррин.

О том, плохие ли матери Мэгги и Фиона (“Поющие в терновнике”) и Анна Каренина, напишу позже.

Больше моих статей #дсг_книги