30 219 subscribers

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

19k full reads

У каждого советского режиссера был свой неповторимый почерк. Эксцентрика Гайдая, у которого огромная рука Балбеса-Никулина удлинялась, чтобы почесать ногу; тонкие душевные метания острых умом, но слабых духом интеллигентов у Рязанова; простая и всем понятная, но не надрывная любовь к простому человеку у Меньшова.

Как описать особый стиль Михалкова, который был когда-то очень выдающимся режиссером, именно в режиссерском смысле – не создания экшна, а передачи на экране движения душ? Я не знаю. Словами трудно описать.

Кажется, что отдельные ничего не значащие детали в фильме “Родня” – как жирные мазки на картине импрессионистов. Ничего не ясно. А отойдешь подальше – картина.

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

Фильм начинается с поездки Марии Васильевны (Нонна Мордюкова) на поезде из деревни в город. Ей пришлось купить билет в купе, так как не было плацкарта. Из финальной версии вырезали момент, когда Мария не решается пройти по ковру в поезде в туфлях и снимает их. Посчитали это оскорблением простого народа. Разве?

В городе у Марии 30-летняя дочь Нина (Светлана Крючкова), образованная, но не очень умная по-житейски, и внучка Ирочка, которую сыграл мальчик. Неужели не было девочки? Выходит, что так, а еще у Марии говорящая фамилия Коновалова.

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

Про прошлую жизнь Марии почти ничего не объясняют. Поймите сами, как хотите. А понятно вот что: Мария была первой красавицей (она и сейчас красивая, попутчик Ляпин в нее влюбился), к тому же работящая и толковая. И муж ее Вовчик был первым красавцем и любимцем женщин, но, к сожалению, гулял. Во всех смыслах: и пил, и изменял.

Почему у Марии всего одна дочь? В деревнях рожали обычно больше. Видимо, Вовчик начал изменять почти сразу.

А гордости у Марии еще больше, чем красоты и ума. Любила больше жизни – и выгнала. И прожила почти всю женскую жизнь одна.

Зять (Юрий Богатырев) Марии кажется убогим. Он мелок и мелочен, хлипок, суетлив. “Не мужик” в ее понимании. Ляпин тоже. Хотя Ляпину она очень понравилась и она сама с ним флиртует и идет на свидание.

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

Момент удара по лбу как кульминация всего отношения Марии к несправедливости.

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

В этом фильме важны мелкие детали. Ляпин суетливо сует ей на вокзале грушу “мытую”. Ваша бабушка носила в сумке мытые груши или мелкие яблочки, конфетки? Моя – да, и мне всегда вспоминается именно она. В те годы перекусить вне дома можно было не везде, поэтому у многих бабушек была такая привычка. Ляпин в быту аккуратен, собран, опрятен, что тогда считалось “не мужским”.

А Стасик (зять) в ресторане заказывает “Кофэ, черный, разумеется”. Изо всех сил городской (такой же понаех, как Нина)! Не какой-то деревенский чай, а черный кофе!

“Хотите неприятностей? Сейчас получите”, говорит он царственным тоном. Наверное, в западном детективе вычитал, что за границей можно было в дорогом ресторане щелкнуть пальцами, чтобы метрдотель тут же вывел какого-нибудь неуместного типа. Только не понимает контекста, что перед ним – почти бывшая, но все же теща, женщина, немолодая. Так нам ненавязчиво показывают, насколько Стасик по жизни дурак.

Там в принципе вся роль Статика, начиная с первого разговора с тещей, - это гениальная игра дурака. Невероятно, клинически дурного.

Вместо пышной, шумноватой, требовательной по жизни, много чего желающей Нины, которой всегда “много”, Стасик выбрал еле слышную, блеклую Лару, которая глаза поднять боится, и даже имя у нее обрубленное.

Но Статик морально очень нестоек и Мария быстро выводит его из строгого, напыщенного состояния. Строг-то он был с трясущейся Ларой, а с Марией быстро барина выключил и немедленно выпил графин залпом (кстати, это намек на то, что с Марией пил бы любой мужик - от своей хлипкости по сравнению с ней).

Сцена танцев в ресторане:

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

Еще Мария навещает бывшего мужа, сильно пьющего и опустившегося Вовчика. Ну, что она потом лезет в семью его детей – это ее стиль жизни, даже не буду комментировать.

“Родня”. О чем этот фильм Михалкова

Но после этого Мария говорит Ляпину, что хочет вернуться к мужу. Хотя Вовчику она полностью безразлична. Он плакал при ней пьяными слезами и вспоминал покойную маму, как любой пьющий человек. А она со своей гордостью решила, что это от любви.

Мария хочет спасти Вовчика, но это так же наивно, как пригласить к себе домой бомжа с вокзала, обещая ему, что у вас дома будет тепло, сытно и уютно, надо только не пить и ходить на работу. Это гордыня, которая заслоняет разум.

Она собирается увезти Вовчика в деревню, как вещь. Но оказывается, что жалкий опустившийся Вовчик – отдельный человек со своими планами на остаток пусть даже жалкой жизни и никуда он не поедет.

“Мама, ты всегда хочешь, как не бывает”, говорит Нина.

А что вы увидели в этом фильме?

Почитать еще:

"Маленькая Вера". Разбираю, кто там самый плохой персонаж

"Впервые замужем": добренькая Тоня вовсе не такая уж хорошая

Дженни из "Форреста Гампа": о чем этот образ

#дсг_фильмы