Сонечка-людоедка: любовь по-мармеладовски

10k full reads
13k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 76% of the total page views
3 minutes — average reading time

Любую книгу желательно читать в контексте (то есть имея в виду, в какие времена происходило дело). Тогда больше фактов станет понятнее. Но даже в таком ключе я плохо понимаю моего любимого писателя (одного из) - Достоевского. Наверное, чтобы действительно прочувствовать смысл его произведений, нужно читать через призму религиозного фанатизма. С позиции здравого смысла не получается.

Я обожаю “Преступление и наказание”, но не главных героев. Раскольников на мой взгляд отвратительный тип, а Соня… Я специально почитала трактовку образа Сони в общепринятой критике. Считается, что Соня - это смирение, любовь, самопожертвование.

Соня в сериале 2007 г.
Соня в сериале 2007 г.
Соня в сериале 2007 г.

Жизнь Сони до встречи с Раскольниковым - конфликт номинальной принадлежности к дворянскому сословию и нищеты по факту. Ничего нового в этом не было (вся русская классическая литература об этом). При этом Соня считала себя исключительной, нигде и никем не невиданной грешницей, самой недостойной в мире. Почему так, если даже такое наименование - древнейшая профессия? Видимо, она считает, что все остальные туда влились как-то легко, и не особо страдают. А вот она - она упала на самое дно с очень высокого (нравственного) пьедестала. Хотя в чем состояла ее нравственность? Откуда в ней могли развиться какие-то особенно высокие идеалы? Нравственность не самозарождается от нищеты.

Мне очень нравится экранизация 2007 года (сериал) с Полиной Филоненко в роли Сони. Я такой и представляла Соню: робкая до неуклюжести, заикающаяся, почти умственно отсталая. В приличном обществе она хоть и появляется уместно одетой, в простом темном платье, все равно не смеет ступить, сесть, поднять глаза, сказать слово. Она постоянно помнит о своей исключительной “плохости”, несет исключительность впереди себя, как флаг, а ну как кто-то примет ее за обычную девушку?

Соня - пример не смирения, а гордыни.

Кстати, так ли высоки были Сонины идеалы? А что ж она с этими идеалами не пошла работать в другое место? Мармеладов упоминал, что шитьем заработать не удавалось. Но ведь действие романа происходит в 1860-х. Это эпоха перемен. Уже возник “женский вопрос”. Наиболее продвинутые женщины начали работать (головой). Разумихин предлагал Дунечке переводить и издавать книги. Так почему Соня не стала одной из современных работающих девушек? Снова всплывает факт, что дворянкой она только числилась, у нее никогда не было доступа к знаниям. Ни образования (хотя бы такого, как у Дунечки), ни понимания, какие изменения происходят в обществе.

Спас всех вообще-то "плохой" (по мнению критики) Свидригайлов
Спас всех вообще-то "плохой" (по мнению критики) Свидригайлов
Спас всех вообще-то "плохой" (по мнению критики) Свидригайлов

Но самое интересное происходит после встречи с Раскольниковым. Услышав его признание, Соня приходит не в ужас, а в экстаз. Вот оно! Вот то, что ей нужно: вцепиться в кого-то и спасать. Кого могла спасти Соня, находящаяся на самом дне? Только кого-то “хуже” ее. Он был найден.

До этого Соня с Лизаветой спасали или думали, что спасают друг друга. Лизавета явно подвергалась насилию, и я имею в виду не побои Алены Ивановны (“Лизавета была поминутно беременна”), то есть ее было за что жалеть. Но Лизавета все-таки женщина, и повода прилипнуть к ней накрепко как-то не было. И тут появился Раскольников, которого можно было начать спасать в полном женском смысле слова. Что может быть лучше, чем будущий каторжник? Он ведь не может убежать.

Такие женщины есть и сейчас. Вы когда-нибудь слышали о субкультуре “ждуль”? Не тех женщин, чьего мужа посадили в тюрьму, а тех, кто целенаправленно ищет себе в пару уже сидящих. (Вы удивились? Я ничего не придумываю, кому интересно, этих форумов навалом в сети). Когда не складывается с одним, ищут другого сидельца. Чем тяжелее статья и дольше срок, тем лучше. Они ездят на свидания, возят баулы с продуктами, переводят деньги на карточку, рожают детей (зачатых на длительном свидании) и так годами. Они так спасают. С мужчинами, которых спасать не нужно, им неинтересно.

Есть спрос - будет и предложение: сидящие на зоне ищут заочниц
Есть спрос - будет и предложение: сидящие на зоне ищут заочниц
Есть спрос - будет и предложение: сидящие на зоне ищут заочниц

Самое интересное (возвращаюсь к роману), что критика считает, что у Сони и Раскольникова была любовь. Я довольно неплохо помню роман; ну допустим Сонино стремление к кому-то прицепиться и убеждаться каждый день, что этому “кому-то” хуже, чем ей - это и есть любовь в понимании автора. Но где критики нашли любовь Раскольникова? Он был к ней абсолютно равнодушен, даже холоден. Относился к ней хуже, чем совсем посторонние люди. В эпилоге, кажется, ненадолго своей болезнью Соня вытянула какое-то подобие жалости, и все.

Соня - это иллюстрация к глупости поговорки, что “сила - в слабости”. На самом деле сила, конечно, в силе (и в правде), а в слабости - слабость. Никого нельзя спасти, если тебя саму надо спасать. Никогда, никогда повышенная нравственность, доброта, милосердие и другие хорошие качества не приведут человека на дно. Если привели, это было что-то другое.

Больше моих статей #дсг_книги

Настасья Филипповна и Лариса Дмитриевна: когда нет денег, нет любви

Худшая мать в литературе

Женская старость: роман "Поющие в терновнике"

Как научиться говорить о книгах, которые вы не читали