Мотовелосипеды Страны Советов

В довоенные и послевоенные годы в СССР были популярны такие "железные лошадки", как "Стрела" и “К-1Б” “Киевлянин”. По классификации того времени эти аппараты считались легкими мотоциклами, но для управления ими не требовалось наличие “прав”. И только с начала 50-х годов вышла поправка, обязующая всех владельцев мототехники с моторами рабочим объемом свыше 50 куб. см иметь “права на вождение”.

“К-1Б” “Киевлянин”
“К-1Б” “Киевлянин”

Интересно, что изменение этого пункта ПДД стало причиной хорошей сохранности экземпляров немецких “100-кубовок”, привезенных солдатами победоносной Красной Армии из Германии. Советские граждане, покатавшись на трофейных машинах несколько лет, не желая возиться с получением “прав”, запирали свою технику в сараях и гаражах, где она и хранилась до наших дней.

Мотор "Иртыш"
Мотор "Иртыш"

В связи с новыми правилами, у населения появилась потребность в машинах, которые исключали бы прохождение этой муторной процедуры — в стране началось активное производство новых двигателей.

Одним из первых подвесных веломоторов стал “Иртыш”. Он устанавливался под педальной кареткой велосипеда — привод на колесо осуществлялся резиновым роликом, прижимающимся к шине. Двигатель рабочим объемом 48 куб. см развивал мощность 0,8 л.с., что позволяло разгонять велосипед до 30 км в час.

Харьковский велосипед "Прогресс" с моторчиком "Иртыш"
Харьковский велосипед "Прогресс" с моторчиком "Иртыш"

Созданный в 1950 году в Серпухове многоцелевой мотор “МД-65” также использовался для приведения в движение велосипеда. Он располагался над задним колесом на месте багажника и передавал вращение прямо на покрышку. Но из-за обилия технических недостатков от этой конструкции отказались.

Велосипед производства Минского велозавода с экспериментальным мотором "МД-65"
Велосипед производства Минского велозавода с экспериментальным мотором "МД-65"

Вся затея руководства Минавтопрома с велосипедными моторами уже грозила с треском провалиться, но тут в Харькове возник буквально “из ниоткуда” человек, благодаря которому в СССР родился новый класс мототехники, и чьи идеи имеют продолжение даже в наши дни. Этим человеком был Филипп Александрович Прибылой — конструктор-самоучка, сумевший без специального образования спроектировать совершенный для своего времени двигатель!

Великий советский изобретатель Ф. А. Прибылой
Великий советский изобретатель Ф. А. Прибылой

Результатом его труда стал велодвигатель “Д-4” — знаменитый “дырчик”. Самым первым разработанным специально под “Д-4” мотовелосипедом был “В-901”. От обычного велосипеда эту модель отличали: низкая прочная рама с характерным изгибом верхней трубы и колеса 26 x 2″ , вместо распространенных велосипедных 28 x 1,75″.

Двигатель "Д-4"
Двигатель "Д-4"

Но отсутствие подвески колес на “В-901” делало поездку по разбитым дорогам просто невыносимой. Это побудило велозавод организовать производство комплектов для установки на передние вилки велосипедного типа, состоявших из рычагов и спиральных пружин, обеспечивающих примитивную амортизацию. В результате появилась более совершенная модель "В-902" — она имела полудуплексную раму, рычажную подвеску переднего колеса и барабанные тормоза.

Мотовелосипед "В-902"
Мотовелосипед "В-902"

В 1962 году на смену этой машине пришла знаменитая "МВ-042" "Львовянка", которая оснащалась уже более мощным мотором "Д-5". Эта модель имела оригинальную штампованную сварную раму, подвеску обоих колес, одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 45 куб. см с мощностью 1,2 л.с. Максимальная скорость равнялась 40 км/ч.

Мотовелосипед "МВ-042" "Львовянка"
Мотовелосипед "МВ-042" "Львовянка"

Нельзя не упомянуть и об экспериментальной модели "В-905" "Белка", которая была буквально кладезем необычных технических и удивительных по красоте дизайнерских решений. Правда, именно из-за новаторской сущности "Белки" ее серийного выпуска так и не организовали.

Мотовелосипед "В-905" "Белка"
Мотовелосипед "В-905" "Белка"

С 1965 по 1967 год шла активная работа по улучшению и упрочнению существующих конструкций. Кульминацией этих поисков стала модель "МВ-044" — это был последний львовский мотовелосипед разработанный в СКБ завода. С этих пор наступала эра настоящих мопедов...

Мотовелосипед "МВ-044"
Мотовелосипед "МВ-044"

Интересное в "МотоМире":

• Эскортный Иж-8.201 "Вега" — одобрен спецслужбами СССР!

• Настоящему "Индейцу" даже на войне ништяк!

• Выбор Красной армии: BMW, Zundapp или М-73?

Дорогие друзья, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей! Спасибо за внимание! Ждем Вас в нашем музее!