Лучшие советские фильмы про Великую Отечественную войну

8 April

В советское время было снято множество фильмов как о Великой Отечественной войне, так и о других военных конфликтах. Их объединяют идеи гуманизма и любви к Родине, позволяющие таким картинам не устаревать даже спустя десятилетия.

https://www.themoviedb.org/t/p/original/pKdrunlz31ryq0teZlUkEKMPQPy.jpg
https://www.themoviedb.org/t/p/original/pKdrunlz31ryq0teZlUkEKMPQPy.jpg

«Баллада о солдате», 1959

Несмотря на то, что действие картины происходит в 1942-м, режиссёр Чухрай намеренно использовал в кадре военную форму, введённую лишь в 43-м. Такое решение было рассчитано на европейский прокат. Создатель картины опасался, что иностранные зрители попросту не узнают воина-освободителя без более привычных для них погон.

Главную роль в фильме изначально должен были исполнять Олег Стриженов, а роль Шуры — Лилия Алёшникова. Но вскоре после начала съёмок Чухрай попал под машину, и, лежа в больнице, решил, что лучше всего в фильм смогут вписаться не звёзды, а неизвестные актёры.

«Проверка на дорогах», 1971

В основе «Проверки на дорогах» лежала повесть Ю. Германа «Операция: «С новым годом!», а сама картина стала первой самостоятельной работой его сына Алексея. Фильм и повесть задумывались как одноимённые, но сразу после съёмок картина легла на полку, появившись на экранах лишь в 1985 году под другим названием. В Госкино сочли, что сюжет фильма, вращающийся вокруг бойца, сдавшегося немцам, но решившего искупить свою вину перед Родиной, искажал идею народного сопротивления, хотя в консультантах у создателей был реальный партизан-герой В. И. Никифоров.

«Иваново детство», 1962

Основой для картины стала повесть В. Богомолова «Иван» о мальчике-разведчике, потерявшем всех родных. Заинтересовавшись ею, драматург Михаил Папава создал на её основе сценарий, заменив концовку более оптимистической. Но сам Богомолов, ставший свидетелем безуспешного розыска юных разведчиков, выживших после боёв 41 года, решил изменить сценарий, вновь скорректировав его финал.

Снимать фильм должен был Эдуард Абалов, но отснятые им сцены были раскритикованы худсоветом. В итоге проект возглавил Андрей Тарковский — фильм стал его первой полнометражной работой.

«Восхождение», 1976

Фильм снимали под Муромом. Режиссёр Шепитько не хотела, чтобы в фильме играли слишком узнаваемые по другим ролям актёры. В итоге отказ получили активно интересовавшиеся участием в проекте Андрей Мягков и Николай Губенко, а также Владимир Высоцкий, мечтавший о роли Рыбака. В итоге главного героя сыграл Борис Плотников, который до этого в основном исполнял роли сказочных зверей в Свердловском ТЮЗе. Чтобы его кандидатуру утвердили, актёру накладывали грим, добавлявший его образу героичности, а всего Плотникову потребовалось около семи проб.

«В бой идут одни „старики“», 1973

Режиссёра Леонида Быкова, мечтавшего стать лётчиком, не приняли в училище из-за невысокого роста. Позднее его несбывшаяся мечта воплотилась в фильме о военных лётчиках. Вместе с парой сценаристов он постарался объединить в одну картину различные подлинные истории о временах Великой Отечественной войны, «собрав» их героев в одной авиационной части.

«…А зори здесь тихие», 1972

Из всех актёров фильма на момент его выхода известной была лишь Ольга Остроумова, остальные только дебютировали на большом экране. Андрей Мартынов, игравший Васкова, был младше своего героя на 6 лет, но сумел убедительно воплотить этот образ.

Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий, прошедший войну, посвятил свою работу медсестре, которая спасла его от смерти, вынеся с поля боя. Картина заслужила любовь зрителей не только в СССР, но и в Китае, где получила статус одного из самых популярных советских фильмов.

«Они сражались за Родину», 1975

Роль Лопахина стала последней в кинокарьере Василия Шукшина: актёр скончался от инфаркта в период съёмок. Большая часть сцен к тому моменту уже была отснята, в недостающих кадрах дублёром Шукшина выступил Юрий Соловьёв, а озвучил персонажа Игорь Ефимов. Позднее на месте съёмок установили часовню и памятник Шукшину. Скульптурная композиция, изображающая героев фильма, также установлена возле здания Минобороны в Москве.

«Офицеры», 1971

Георгия Юматова не хотели брать на роль из-за его скандальной репутации, но за актёра вступился Борис Васильев. Сам Юматов отмечал, что не любил этот фильм. Он предполагал, что картина провалится в прокате из-за неопытности режиссёра, а своего персонажа считал слишком поверхностным для человека, прошедшего войну. Опасения не оправдались — после выхода фильма число желающих поступить в военные училища увеличилось в 20 раз.

«Судьба человека», 1959

Прочитав одноимённый рассказ Шолохова, записанный им со слов случайного встречного, Сергей Бондарчук, до этого известный лишь своими актёрскими работами, сразу же захотел его экранизировать. До того, как фильм собрал множество наград, худсовет обвинял Бондарчука в «скудости» использованных изобразительных средств. Но режиссёр пояснил: простой и искренний рассказ главного героя стоило передавать именно так.

«Иди и смотри», 1985

Наряду с детскими впечатлениями о военном времени, режиссёра Элема Климова, уроженца Сталинграда, на работу вдохновил период «холодной войны». Климов решил снять картину в назидание потомкам, передающую все ужасы военного времени. За основу фильма были взяты книги и документальные свидетельства о преступлениях фашистов в Белоруссии. Сам сценарий получил название «Убейте Гитлера», символизирующее призыв к уничтожению злого начала в людях.

«Летят журавли», 1957

Специально для одной из сцен оператор Сергей Урусевский сконструировал круговые рельсы, впоследствии вошедшие в число классических операторских приёмов.

Фильм стал первой советской картиной, получившей первый приз Каннского кинофестиваля. О нём восхищённо отзывался и знаменитый режиссёр Клод Лелуш. Но для французских зрителей журавлей в названии поменяли на аистов: иначе на сленге дословный перевод оригинала мог звучать как «Ворующие проститутки».

«Отец солдата», 1964

Режиссёр Чхеидзе рассказывал, что лучшим признанием своей работы он считает описанный ему случай, когда юноша-вор сдался милиции, объяснив, что после просмотра «Отца солдата» он захотел жить честно.

Сценарист Сулико Жгенти в качестве прототипа главного героя использовал образ своего сослуживца-колхозника, старика, заменившего отца молодым солдатам. Чтобы сохранить имя Георгия Махарашвили в истории, он не стал его изменять и назвал персонажа в его честь.

«На войне как на войне», 1968

Автор повести-оригинала Виктор Курочкин писал главного героя с самого себя, но экранизация имеет ряд значительных отличий от оригинала, включая другую концовку.

Съёмки картины велись недалеко от границы с Чехословакией при участии прикарпатских военных. По стечению обстоятельств, съёмочный процесс совпал с введением войск СССР в Чехословакию, из-за чего радио Би-би-си передало, что советские танки к границе стягивали под прикрытием киносъёмок.

«Освобождение: Битва за Берлин», 1971

Весь цикл «Освобождение» должен был стать «ответом» западным режиссёрам, в чьих работах основные заслуги победы над нацистами приписывались лишь войскам союзников. Первым вариантом названия эпопеи было «Освобождение Европы», и она должна была состоять всего их трёх фильмов, но впоследствии концепцию изменили. Озеров старался вести съёмки именно на местах событий, они проходили как в СССР, так и в Италии, Германии и Польше.

Рекомендуем почитать: