Трудности понимания, или почему заготовка дров в деревне сопряжена с нарушением закона

57K прочитали

В любой советской деревне при заготовке дров существовали и соблюдались жёсткие правила лесопорубки: для каждого двора устанавливался предельный кубометраж, лесником (тот раньше в лесу был и царь, и Бог!) определялось место заготовки, по окончании работ тот приходил с ревизией и делал обмер, проверяя заодно и чистоту на делянке- обрубленные ветки необходимо было либо вывезти из леса, либо сжечь на месте.

Нынешний лес постепенно превращается в свалку...Фото из личного архива автора.
Нынешний лес постепенно превращается в свалку...Фото из личного архива автора.

А вот с валежником все обстояло просто и понятно: люди могли заготавливать его повсюду и в неограниченном количестве, способствуя тем самым санитарной очистке леса. Сам по себе он хорош тем, что является уже готовым материалом для отапливания и деревенского дома, и бани. Именно поэтому среди местных жителей валежник с сухостоем всегда были исключительно востребованы и долго в лесу никогда не задерживались...

Даже в старину на Руси крестьянам разрешалась свободная заготовка хвороста и валежника в лесу. Картинка из открытого доступа в Интернете.
Даже в старину на Руси крестьянам разрешалась свободная заготовка хвороста и валежника в лесу. Картинка из открытого доступа в Интернете.

С принятием нового Лесного Кодекса ситуация кардинально изменилась- самостоятельная заготовка валежника по сути была приравнена к незаконной рубке леса и нещадно стала караться. Чтобы получить на законном основании необходимое разрешение на его сбор, нужно было пройти немало инстанций и потратить на это кучу времени. А также усилий и нервов!

Казалось бы, с прошлого года, когда новыми поправками в Кодекс валежник законодательно был отнесён к недревесным лесным ресурсам и его сбор был свободно разрешён, сельчане наконец-то должны были вздохнуть с облегчением и валом повалить в окрестные леса, дабы очистить их от годами гниющей древесины, становящейся источником возникновения пожаров и многих болезней. И вдохнуть в них новую жизнь. По идее это должно было не только узаконить ряд действий граждан, но и упростить работу лесничих, которым приходилось из-за пары ветровальных деревьев заниматься кучей бюрократических процедур. Однако, гладко было лишь на бумаге, главной- федеральной…

Смотри, бабуля, не перепутай! Фото из открытого доступа в Интернете.
Смотри, бабуля, не перепутай! Фото из открытого доступа в Интернете.

Предоставив регионам возможность самостоятельно вырабатывать условия сбора и заготовки валежника, государство тем самым «само себя высекло»- чиновники на местах в поисках дополнительных ограничений (а как же без них!) стали упражняться в казуистике, изобретая мыслимые и немыслимые препоны на пути простых граждан в лес, продолжая руководствоваться привычной логикой: «Им палец в рот положишь - они руку по локоть откусят!». Вот и продолжают деревенские жители ломать головы- как эти препоны обойти, зачастую даже не понимая, как этот самый сбор валежника должен происходить...

Так чем же нас «порадовали» регионы?

В Московской области проводить сбор валежника разрешено повсеместно, за исключением особо охраняемых территорий и мест проведения лесосечных работ.
Власти Краснодарского края в целях учёта собранного валежника требуют от граждан предварительной подачи уведомления о проведении работ.
В Красноярском крае для сбора поваленных деревьев выделен только отдельный участок местного лесничества.
Пензенская и Тульская области запрещают использовать при сборе сухостоя и валежника любые инструменты- пилы, топоры и т. д. То есть, нельзя распиливать упавший ствол прямо в лесу.
В Башкирии необходимо за сутки уведомлять лесничество о том, где будет собираться валежник. В этих целях сформирован и размещён на сайте лесного ведомства (не знаете, как до него добраться?) реестр участков, где разрешён его сбор.
Схожая ситуация и в Бурятии, где живо определили список лесов, в которых разрешено заготавливать валежник. И, не дай Бог, поставить ногу не туда, куда следует…Вот только забыли, что в бурятских деревнях об Интернете (где можно ознакомиться со списком) даже не слышали.
Такие же правила действуют и в Ханты-Мансийском автономном округе, только там они носят рекомендательный характер. Чтобы соблюдались меры пожарной и санитарной безопасности, на расстоянии до пяти километров от населенных пунктов и до 500 метров от дорог собирать можно везде.
В Самарской области валежник можно лишь собирать, без рубки лесных насаждений и лесосечных работ. К тому же запрещается его трелёвка автотракторной и иной техникой.
Соответствующий Закон Свердловской области предполагает заготовку гражданами валежника лишь для собственных нужд и исключительно ручным способом.
В Иркутской и моей родной Тверской области в лес предписано ходить с рулеткой: в первой- длина валежника не должна превышать полутора метров, а во второй- одного метра.

Вот и получили мы патовую ситуацию: дерево упадёт - так и лежит, гниёт. В результате леса после буреломов и иных природных катаклизмов последних лет постепенно превратились в непролазные дебри и свалки из поваленных деревьев, расчищать которые никто не торопится. Если у государства на то нет ни политической воли, ни соответствующих ресурсов, то добропорядочные сельские жители просто не рискуют нарываться на крупные штрафы, предпочитая покупать дрова на стороне (благо, предложений сегодня предостаточно!).

И при этом недоумевают: как заготавливать валежник, если его нельзя рубить и пилить? Согласитесь, что вряд ли у кого получится утащить поваленное дерево, обломав вручную сучки. А как быть, если оно не помещается в кузов или прицеп? Вот и остаётся собирать в лесу только гнилушки (непригодные даже на удобрение) или хворост (от которого нет никакого прока)...

 В любой советской деревне при заготовке дров существовали и соблюдались жёсткие правила лесопорубки: для каждого двора устанавливался предельный кубометраж, лесником (тот раньше в лесу был и царь, и-4
 В любой советской деревне при заготовке дров существовали и соблюдались жёсткие правила лесопорубки: для каждого двора устанавливался предельный кубометраж, лесником (тот раньше в лесу был и царь, и-5
 В любой советской деревне при заготовке дров существовали и соблюдались жёсткие правила лесопорубки: для каждого двора устанавливался предельный кубометраж, лесником (тот раньше в лесу был и царь, и-6
Неприглядные лесные сюжеты... А ещё два-три года назад это были знатные грибные места. Фото из личного архива автора.
Неприглядные лесные сюжеты... А ещё два-три года назад это были знатные грибные места. Фото из личного архива автора.

Да и само толкование понятия валежника (которое, замечу, отсутствует в законодательстве) для большинства деревенского люда продолжает вызывать трудности и недоумение: как определить, что свободно лежащий на земле ствол не имеет с ней прочной связи? Ведь, как правило, у сотрудников лесной охраны в этом случае имеется собственное мнение, отличное от традиционного деревенского. Мол, даже будучи вывернутым с корневищем, дерево не обязательно считается мёртвым, поскольку иногда может продолжать расти и даже давать потомство. А посему дожидайтесь его превращения в «гнилушку»...

Думаете, в этом дереве ещё теплится жизнь? Фото из личного архива автора.
Думаете, в этом дереве ещё теплится жизнь? Фото из личного архива автора.

Конечно, кое-кто на свой страх и риск продолжает по старой памяти наведываться в лес и освобождать его от того, «что плохо лежит», но это чревато. Недавно один мой знакомый, постоянно проживающий в деревне с женой и двумя маленькими детьми, поделился своими откровениями (там через раз звучала ненормативная лексика!), как он выходит из такой ситуации.

Мой деревенский знакомый обозвал всё происходящее лишь одним словом. Нецензурным. Фото из личного архива автора.
Мой деревенский знакомый обозвал всё происходящее лишь одним словом. Нецензурным. Фото из личного архива автора.
«Раньше, чтобы использовать поваленное дерево на дрова, мне приходилось неоднократно приезжать в лесничество для заключения договора и потом выезжать на место заготовки со специалистом. Когда разрешили заготовку валежника, несказанно порадовался: не придётся теперь из-за трёх-четырёх ветровальных деревьев проходить кучу бюрократических процедур! Напилил полкузова поваленных деревьев и (закон подлости!) на подъезде к деревне был остановлен работниками лесной охраны. Откуда дровишки? Из леса, вестимо… И далее в том же духе. Сразу же напрочь отметя мои всевозможные и, казалось бы, разумные доводы, инспектора выдали на-гора правовой ликбез - что относится к валежнику и как его сбор должен происходить. Откровенно признаюсь, что многое для меня оказалось в диковину. Хватаясь за спасительную соломинку, предложил им отправиться на место якобы незаконной порубки, дабы убедить тех в своей правоте наглядной (и неприглядной) картиной под названием «Утро в сосновом лесу… после бурелома». Но лесные служители предпочли взиранию на высокое искусство банальное составление протокола. Вот так и поплатился за свою правовую безграмотность тремя тысячами рублей. Конечно, по-прежнему продолжаю заниматься самовывозом валежника, только делаю это осторожнее...
Это тот случай, когда новые законы больно бьют по малоимущим гражданам. Фото из открытого доступа в Интернете.
Это тот случай, когда новые законы больно бьют по малоимущим гражданам. Фото из открытого доступа в Интернете.

Бредовым представляется запрет на реализацию поваленных и сухостойных деревьев на рынке, т.е фактически- сельскому населению. Получается, что я даже не могу помочь заготовленными дровами своей одинокой престарелой деревенской соседке, вынуждая ту тратить свою жалкую пенсию на их покупку у заезжих молодцов. Которые, несмотря на запрет, торгуют ими в открытую...

В нынешней запущенной ситуации государству необходимо активнее привлекать к деревозаготовкам всевозможных волонтёров и шабашников, организуя и стимулируя их деятельность, возложив на лесное ведомство контроль за их работой.

А вот деревенским жителям совсем не до смеха... Картинка из открытого доступа в Интернете.
А вот деревенским жителям совсем не до смеха... Картинка из открытого доступа в Интернете.
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!