Вулкан Тятя: Памятник погибшим вертолётам

18.01.2018

читайте на сайте

Если вам понравился наш канал ставьте лайк и обязательно жмите плюсик!

Вулкан Тятя, расположенный на одном из Курильских островов, по своей величественной красоте вполне может соперничать с такими исполинами, как Везувий и Фудзияма. Несмотря на ряд трагических событий, гора-убийца, как ещё называют Тятю, является символом острова Кунашир и всего Курильского архипелага.

Айны — коренные жители острова — назвали вулкан Чача-Напури, что в переводе означает «отец-гора». Когда японцы захватили остров, переиначили его в Тятю, так как в их языке отсутствует буква «ч». Так грозное «чача» превратилось в милое «тятя». Внешне гора напоминает двухъярусный торт. Вот только вылеплен он не из теста, а из андезитовых и базальтовых лав. На нижнем ярусе, высота которого составляет 1 485 метров, располагается верхний, высотой 337 метров. Что касается основания вулкана, то оно составляет в диаметре 18 километров. Этот исполин в хорошую погоду виден жителям нескольких соседних островов и рыбакам, выходящим в море со стороны Южных Курил.

Учёные считают, что гора образовалась 12 тысяч лет назад. А её необычная форма — конус в конусе — сформировалась сразу же. Тятя — действующий вулкан. Самые крупные его извержения происходили в 1812 и 1973 годах.

Последнее было наиболее мощным: пепел покрыл даже соседний остров, расположенный в 80 километрах от Кунашира. С тех пор перестало существовать и селение Тятино, располагавшееся у подножия вулкана. По прогнозам учёных, Тятя проснётся снова не раньше чем через 100 лет.

Знаете ли вы что…

Когда-то на картах вулкан Тятя был обозначен как пик Антония. По некоторым данным, это название в 1643 году горе дал нидерландский мореплаватель Де Фриз в честь генерал губернатора Антони вам Димена. Это он направил экспедицию к Курильским островам, надеясь найти там золото и серебро.

Вулкан-убийца

Это мрачное название, разумеется, не может быть официальным, иначе туристы, которых привлекает восхождение на гору, просто не приедут сюда. Тем не менее оно существует, и для этого есть все основания.

Осенью 1948 года несколько офицеров, служивших на Курилах, решили покорить вершину Тяти. Это было первое восхождение на вулкан за всю его историю. Тщательно подготовившись, восемь человек погрузили всё необходимое на шхуну и направились к восточной стороне горы. По их расчётам, восхождение должно было продлиться двое суток.

К сожалению, они проигнорировали предупреждение местных старожилов о том, что погода в ближайшее время может резко ухудшиться.
Попросив команду шхуны забрать их через 3 дня в условном месте, офицеры вышли на берег. Но на следующий день поднялся сильный холодный ветер, пошёл проливной дождь, продолжавшийся целые сутки, начался шторм. Четыре дня диспетчерские службы не позволяли судам выходить в море. Когда наконец всё утихло, шхуна отправилась за группой смельчаков к северному подножию вулкана. Но их там не было.

Рыбаки немедленно сообщили об этом в штаб дивизии, высказав свои самые худшие подозрения. Командование приказало шхуне оставаться на месте и ждать прибытия военных кораблей. Через 7 часов на двух пограничных судах прибыла группа спасателей, в составе которой было 30 человек. Только на следующий день удалось найти смельчаков — некоторых из них пришлось доставлять на корабль на носилках.

Хоть вся операция по спасению была строго засекречена, слухи всё же поползли по острову. Говорили, что во время восхождения в трудных погодных условиях два офицера погибли, а ещё двое получили серьёзные травмы. Тела погибших отправили на родину, а пострадавших перевезли в Южно-Сахалинский госпиталь. Что касается Тяти, то был издан приказ о том, что все восхождения на гору запрещены без особого на то распоряжения.
Несколько лет после этого здесь работали только геологи из разных регионов СССР. Это были опытные люди, адаптированные к любым условиям. Поэтому серьёзных происшествий не происходило, разве что случались мелкие передряги.

Начиная с 50-х годов прошлого века на вулкан периодически совершались восхождения, правда не чаще одного раза в год. Желающих рискнуть жизнью было немного.

Гроза авиации

После извержения 1973-го года часть кромки верхнего конуса в юго-восточной части вулкана обрушилась, образовав ещё один кратер, названный Отважным. Зимой 1975 года в этом месте потерпел крушение пограничный вертолёт, возвращавшийся после рейда на заставу. Тогда специально созданная для расследования происшествия комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стали плохие погодные условия. Шквальный ветер и снег не позволили пилотам удержать вертолёт в воздухе. Машина рухнула на склон вулкана и стала скользить по нему вниз. На борту вертолёта, по разным сведениям, находилось от 8 до 10 человек. Несколько из них погибло, остальные получили тяжёлые травмы. Погода была настолько плохая, что никто из выживших не рассчитывал на скорое спасение. Из всех пассажиров только трое могли хоть как-то передвигаться, их и решено было отправить за помощью к людям. Кроме того, оставалась надежда на встречу с охотниками или лесорубами. Но циклон внёс свои коррективы. Никто не смог дойти до людей. Все трое замёрзли по пути. Последний из них умер, не дойдя несколько метров до домика, где пограничники пережидали непогоду.

После того, как буря утихла, вертолёт стали искать. И нашли довольно быстро. Тела погибших и раненых людей вывезли с места катастрофы. Трупы тех, кто ушёл за помощью, нашли немного

позже. Обломки вертолёта вывозить не стали из-за бессмысленной трудоёмкости. Это напоминание о катастрофе лежит на склоне вулкана до сих пор.
В 1983 году, опять же зимой, практически там же разбился пограничный вертолёт Ми-8. Удивительно то, что в момент катастрофы погода была вполне приличной. Позже выяснилось, что причиной крушения стали турбулентные потоки, возникающие именно в этом месте. Опытные пилоты, попав в опасную зону, просто не справились с управлением. Все пассажиры и экипаж погибли.

Пограничники не рискнули своими силами транспортировать тела погибших с места аварии. Вызвали поисково-спасательный отряд. Спасатели прибыли на место на вертолёте с ограниченным запасом продовольствия и минимальным снаряжением. Все необходимое должен был доставить другой вертолёт. Но погода, как это бывает на Курилах, мгновенно ухудшилась. Поисковый отряд на несколько суток оказался отрезан от мира. Как только все утихло, тела погибших были эвакуированы. 

С тех пор всем воздушным судам полёты над вулканом в турбулентной зоне строго запрещены. Самолёты и вертолёты облетают Тятю стороной. Возможно, поэтому с 1983 года авиакатастроф здесь больше не было.

В хорошую погоду в иллюминатор самолёта или вертолёта можно увидеть сам вулкан и смертоносный кратер Отважный. На его склоне до сих пор лежат обломки двух вертолётов.

Существует ещё одна версия их крушения. По мнению специалистов, кратер Отважный время от времени выбрасывает ядовитые газы, которые и приводят к катастрофам.

Пророческие слова

Вот как вулкан Тятя описывает в своей книге «Цусима» А.С. Новиков-Прибой: «Слева, на северном берегу острова Кунашир, возвышалась величественная гора. Она имела форму двух срезанных сопок, выходящих одна из другой, и напоминала собою искусственный обелиск… «Это известный пик Антония, высотой более 7 тысяч футов», — пояснил командир, глядя на карту. Матрос, сидевший сложа руки под парусом, ответил ему: «Вот гора! Как настоящий памятник!». Слова эти оказались пророческими. Спустя время гора действительно стала памятником погибшим вертолётам.

читайте на сайте

Если вам понравился наш канал ставьте лайк и обязательно жмите плюсик!