Путешествие по заброшенным церквям Липецкой области часть 1.

15.02.2018

 Единственная церковь, несущая благодать - заброшенная. 
В. Малдеръ
Однажды отправились мы в интересное путешествие по заброшенным  церквям Хлевенского района Липецкой области. Вообще, Липецкая область -  кладезь подобного, но всего не посмотришь, а пока преступим. 

Фото 1.
Единственная церковь, несущая благодать - заброшенная. В. Малдеръ Однажды отправились мы в интересное путешествие по заброшенным церквям Хлевенского района Липецкой области. Вообще, Липецкая область - кладезь подобного, но всего не посмотришь, а пока преступим. Фото 1.
Перед нами церковь Николая Чудотворца в с. Курино. 

Фото 2.
Перед нами церковь Николая Чудотворца в с. Курино. Фото 2.

Село Курино возникло в конце XVI века. Упоминается в Дозорной книге 1615 года. Высказывалось предположение, что село основано крестьянами более древнего села Курино, находящегося под Рязанью. Эти крестьяне и принесли с собою на новое место название рязанского села. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

Первая деревянная церковь в селе Курино была построена в 1732 году. В 1800 году, вместо обветшавшего храма, была выстроена новая, каменная церковь с колокольней и приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (в трапезной, теплый). Церковные земли включали в себя 33 десятины. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Прихожане на содержание причта платят по 425 рублей в год. Эта церковь, хотя и имеет свой причт, считается приписною к Христорождественской церкви села Манина. Прихожан 550 душ. В приходе деревня Подгорная (2 версты)».

По данным духовенства Воронежской Епархии за 1900 год, в штате церкви числился священник (Георгий Гаврилович Лебедянский) и псаломщик-дьякон (Орлов Григорий Иванович). В приходе насчитывалось 194 двора, в них проживало 1207 человек.

В 1930-е годы церковь была закрыта. Последним священником числился Лебедев Андрей Павлович, 1884 г.р., уроженец с. Ворон-Лозовка. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 08.12.37 г. по ст. 58-10-2 приговорен к 10 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 03.06.89 г.
В настоящее время потихоньку реставрируется.

А между тем, церковный залаз найден - лезем внутрь. 

Фото 3.
А между тем, церковный залаз найден - лезем внутрь. Фото 3.
Дверь уже повесили, крест принесли. 

Фото 4.
Дверь уже повесили, крест принесли. Фото 4.

Фото 5.
Фото 5.

Фото 6.
Фото 6.

Фото 7.
Фото 7.
Вот такая церковь. Типичная, и не особо эпичная, но всё-таки раз посетил, надо отписаться. Поехали дальше. 

Фото 8.
Вот такая церковь. Типичная, и не особо эпичная, но всё-таки раз посетил, надо отписаться. Поехали дальше. Фото 8.
Перед  нами церковь Архангела Михаила в деревне Лазовке. В лазовке лазов не  нашлось, церковь уже действующая и её отреставрировали. Церковь  построена в 1882, а сама деревня существует здесь с XVII века. 
В  1900 году в штате храма числились: священник Высоцкий Николай Павлович и  псаломщик-диакон Лебедев Павел Онисимович. Дворов в приходе  насчитывалось 228, в них проживало 1498 человек.
В 2007 году начаты работы по восстановлению храма. 10 августа 2007 года были освящены и установлены кресты на куполах храма.

Фото 9.
Перед нами церковь Архангела Михаила в деревне Лазовке. В лазовке лазов не нашлось, церковь уже действующая и её отреставрировали. Церковь построена в 1882, а сама деревня существует здесь с XVII века. В 1900 году в штате храма числились: священник Высоцкий Николай Павлович и псаломщик-диакон Лебедев Павел Онисимович. Дворов в приходе насчитывалось 228, в них проживало 1498 человек. В 2007 году начаты работы по восстановлению храма. 10 августа 2007 года были освящены и установлены кресты на куполах храма. Фото 9.
В  народе существует легенда о старом дереве, которое растёт рядом с  храмом. Когда-то здесь служил добрый и преданный вере священник. Когда  он умер, его прах похоронили недалеко от храма, и на могиле воздвигли  деревянный крест. Верующие прихожане ежедневно навещали могилу любимого  батюшки. И вот весной крест зазеленел, а теперь на этом месте выросло  большое дерево, как символ веры и надежды.

Фото 10.
В народе существует легенда о старом дереве, которое растёт рядом с храмом. Когда-то здесь служил добрый и преданный вере священник. Когда он умер, его прах похоронили недалеко от храма, и на могиле воздвигли деревянный крест. Верующие прихожане ежедневно навещали могилу любимого батюшки. И вот весной крест зазеленел, а теперь на этом месте выросло большое дерево, как символ веры и надежды. Фото 10.

Фото 11.
Фото 11.

Фото 12.
Фото 12.
А  вот еще одно готичное и малопосещаемое место. Церковь Михаила Архангела  в с. Круглое. Здесь рядом находится старое сельское кладбище, в  настоящее время здесь хоронят до сих пор. Из соображений этики, хоть я  циник и глумистер, но фоткать похороны пожалуй не стоит. 

Фото 13.
А вот еще одно готичное и малопосещаемое место. Церковь Михаила Архангела в с. Круглое. Здесь рядом находится старое сельское кладбище, в настоящее время здесь хоронят до сих пор. Из соображений этики, хоть я циник и глумистер, но фоткать похороны пожалуй не стоит. Фото 13.

Фото 14.
Фото 14.

Фото 15.
Фото 15.
Материалов  по её истории не нашел - а мы её придумаем. Она стандартна. Дата  постройки известна - 1847 год. Церковь построена на средства помещика  Владимира Алексеевича Викулина (надпись как бы намекает). 

Фото 16.
Материалов по её истории не нашел - а мы её придумаем. Она стандартна. Дата постройки известна - 1847 год. Церковь построена на средства помещика Владимира Алексеевича Викулина (надпись как бы намекает). Фото 16.

Фото 17.
Фото 17.
Построена  церковь в стиле классицизм. Интересно, что колокольня у церкви  отсутствует и сама она представляет собой завершенную конструкцию.  Скорее всего, она находилась отдельно, что не совсем канонично. Более  того, у нее было сразу 3 престола: Михаила Архангела, Николая  Чудотворца, Алексия, человека Божия. 

Фото 18.
Построена церковь в стиле классицизм. Интересно, что колокольня у церкви отсутствует и сама она представляет собой завершенную конструкцию. Скорее всего, она находилась отдельно, что не совсем канонично. Более того, у нее было сразу 3 престола: Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Алексия, человека Божия. Фото 18.

Фото 19.
Фото 19.

Фото 20.
Фото 20.
Храм уже порос деревьями

Фото 21.
Храм уже порос деревьями Фото 21.

Фото 22.
Фото 22.
Внутри хоть и дестрой, но судя по всему пытаются даже вести какую-то службу, отпевая усопших. 

Фото 23.
Внутри хоть и дестрой, но судя по всему пытаются даже вести какую-то службу, отпевая усопших. Фото 23.

Фото 24.
Фото 24.

Фото 25.
Фото 25.

Фото 26.
Фото 26.

Фото 27.
Фото 27.

Фото 28.
Фото 28.
Сохранившаяся старая решетка. 

Фото 29.
Сохранившаяся старая решетка. Фото 29.
Место  зловещее нас так просто не отпускало. Машина наша застряла в грязи по  самые помидоры. Пришлось выталкивать. Проехав 100 метров двигатель  задымился. 

Фото 30.
Место зловещее нас так просто не отпускало. Машина наша застряла в грязи по самые помидоры. Пришлось выталкивать. Проехав 100 метров двигатель задымился. Фото 30.
Задние колёса завязли в грязи так, что они вообще не поворачивались и пришлось отчищать их как в зелёном слонике - вилкой XDD)) 

Фото 31.
Задние колёса завязли в грязи так, что они вообще не поворачивались и пришлось отчищать их как в зелёном слонике - вилкой XDD)) Фото 31.
Ну а пока двигатель остывает - полюбуемся местными пейзажами. 

Фото 32.
Ну а пока двигатель остывает - полюбуемся местными пейзажами. Фото 32.
И остатками от усадьбы Викулина. 

Фото 33.
И остатками от усадьбы Викулина. Фото 33.
И следующий наш объект - церковь рождества Христова в с. Верхняя Колыбелка. 
Верхняя  Колыбелька - старинное русское село. Возникло не позднее середины XVII  века. В 1746 году село насчитывало 67 дворов крестьян-однодворцев.  Название — по местоположению в верхней части реки Колыбелки (от слова  колыбель — источник, родник, ключ). До 1923 года территориально входило в  состав Землянского уезда Воронежской губернии.
Первая деревянная  церковь была построена в конце XVII века. В 1829 году на месте  обветшалой деревянной была выстроена каменная Христорождественская  церковь. Здание  построено  в  стилевых  формах позднего  классицизма. 
Архиепископ  Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь  в селе Верхней Колыбелке, Землянскаго уезда, с приделами на правой  стороне Божией Матери всех скорбящих Радости, на левой стороне - св. ап.  еван. Иоанна Богослова, каменная с колокольней, построена в 1829 году,  распространена крестообразно в 1879 году. Земли пахатной 33 десятины.  Прихожан 1950 душ; деревня Муравлевка (в 10 верстах)».

Фото 34.
И следующий наш объект - церковь рождества Христова в с. Верхняя Колыбелка. Верхняя Колыбелька - старинное русское село. Возникло не позднее середины XVII века. В 1746 году село насчитывало 67 дворов крестьян-однодворцев. Название — по местоположению в верхней части реки Колыбелки (от слова колыбель — источник, родник, ключ). До 1923 года территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии. Первая деревянная церковь была построена в конце XVII века. В 1829 году на месте обветшалой деревянной была выстроена каменная Христорождественская церковь. Здание построено в стилевых формах позднего классицизма. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Верхней Колыбелке, Землянскаго уезда, с приделами на правой стороне Божией Матери всех скорбящих Радости, на левой стороне - св. ап. еван. Иоанна Богослова, каменная с колокольней, построена в 1829 году, распространена крестообразно в 1879 году. Земли пахатной 33 десятины. Прихожан 1950 душ; деревня Муравлевка (в 10 верстах)». Фото 34.
В конце XIX века вокруг церкви была построена каменная ограда с воротами.

Фото 35.
В конце XIX века вокруг церкви была построена каменная ограда с воротами. Фото 35.

 В 1899 году в штате храма числились: священник (Александр Филаретович  Данков), диакон (Павел Васильевич Лукин) и псаломщик (Иосиф Семенович  Рудинский). Дворов в селе насчитывалось 545, в них проживало 4120  человек.
Последним священнослужителем был монах Будавин Пётр Яковлевич. Церковь была закрыта в 1937 году, а священник был расстрелян. 

Фото 36.
В 1899 году в штате храма числились: священник (Александр Филаретович Данков), диакон (Павел Васильевич Лукин) и псаломщик (Иосиф Семенович Рудинский). Дворов в селе насчитывалось 545, в них проживало 4120 человек. Последним священнослужителем был монах Будавин Пётр Яковлевич. Церковь была закрыта в 1937 году, а священник был расстрелян. Фото 36.
В настоящий момент церковь закрыта, однако реставрационные работы пока не ведутся. Ищем церковный залаз. Проползли под дверью. 

Фото 37.
В настоящий момент церковь закрыта, однако реставрационные работы пока не ведутся. Ищем церковный залаз. Проползли под дверью. Фото 37.
Внутри типичная церкве-голубятня. 

Фото 38.
Внутри типичная церкве-голубятня. Фото 38.
Кое-где сохранились фрески. 

Фото 39.
Кое-где сохранились фрески. Фото 39.

Фото 40.
Фото 40.

Фото 41.
Фото 41.

Фото 42.
Фото 42.

Фото 43.
Фото 43.
До новых встреч, ждите продолжения отчета. 

Фото 44.
До новых встреч, ждите продолжения отчета. Фото 44.