Два пути изучения фикха и почему нужно идти по второму из них

30.03.2018

Шейх Салих ибн Абдуллах аль-Усейми
Член Комитета Больших Ученых в Королевстве Саудовская Аравия

"Знание фикха приобретается двумя путями, и нет третьего.
Первый: изучение фикха, исходя из доказательств (ат-тафаккух бид-даляиль).
Второй: изучение фикха, исходя из упорядоченного изложения его положений (ат-тафаккух биль-масаиль).
Что касается изучения фикха, исходя из доказательств, то здесь система обучения строится на рассмотрении доказательств, из которых в процессе извлекается фикх.
А что касается изучения фикха, исходя из упорядоченного изложения его положений, то при этом устремляются к рассмотрению положений фикха, уже извлеченных правоведами из доказательств.
И второй путь (ат-тафаккух биль-масаиль) полезнее первого (ат-тафаккух бид-даляиль). Потому что «ат-тафаккух бид-даляиль» нуждается во владении инструментальной базой, посредством применения которой будут извлекаться правовые положения, а «ат-тафаккух биль-масаиль» — это уже готовый результат, извлеченный из доводов. Ведь эти правовые положения, которые упорядоченно изложили правоведы – они взяли их из доказательств.
А если изучающий фикх пожелает пойти путем «ат-тафаккух бид-даляиль», то необходимо, чтобы он до этого уже владел инструментальной базой, применяя которую, он сможет извлекать из доказательств правовые положения, утвержденные шариатом. Он нуждается в знании науки «усуль аль-фикх», науки «кауа’ид аль-фикх», наук арабского языка и других инструментов извлечения постановлений из шариатского текста...

В начале же у учащегося полностью отсутствует этот инструмент. При достижении середины, он будет формироваться, и, может быть, сформируется до завершения. Поэтому изучение фикха, исходя из доказательств, будет сложным для него, в отличие от изучения фикха по уже изложенным его положениям.
И если он усвоил понимание (фикх) некоего вопроса, сформировал о нем правильное представление, то его правовое положение (хукм) будет для него ясным, понятным и очевидным. В отличие от извлечения понимания вопросов из доказательств, ведь он не сможет собрать воедино разбросанные вопросы, и не сможет упорядочить их в единую форму, кроме как с большими усилиями.

Обрати внимание на это обстоятельство в следующем примере: если ты пройдешь обучение разделу очищения из сборника хадисов «Умда аль-ахкам» и этому же разделу из книги, в которой упорядоченно изложены правовые положения, например «Ахсар аль-мухтасарат» у ханбалитов, — ты увидишь большую разницу между плодами знания, полученными одним и другим путем.
Таким образом, предпочтение изучения фикха по изложенным его вопросам — это не предпочтение слов людей словам Господа миров, а предпочтение пути, более полезного для тех, кто не способен пройти другим.

Это важный вопрос. Потому что некоторые братья говорят: «Брат, если бы ты объяснил сборник «Умда аль-ахкам», то это было бы полезнее для нас!» — Откуда тебе знать, что полезнее для тебя? Этот сборник сам по себе полезен. Коран и сунна сами по себе содержат великую пользу, однако дело в твоем восприятии и принятии того, что извлекается из них – совсем не просто, чтобы все было воспринято единым организованным смыслом, который был бы ясным, понятным и очевидным для разума. Ты нуждаешься в подготовке, чтобы вопросы, содержащие постановления, вопросы разрешенного и запретного, становились понятными для тебя.

Ты можешь увидеть, что тот, кто взял хороший удел из фикха, исходя из изучения его вопросов и положений, а затем изучил книги с доказательствами, получил огромную пользу. В отличие от того, кто пошел обратным путем. Ты видишь, что он потратил много своего времени и вышел ни с чем. Мы ведь, обращаясь с этими речами, не говорим в эпоху, когда занятые извлечением положений из шариатских текстов подобны Малику, аш-Шафии и Ахмаду в качестве понимания, силе и последовательности мышления. Мы обращаемся с тем, что соответствует нашему положению. И ошибкой в обучении является вовлечение людей в то, к чему они не готовы. Этим можно объяснить последовательность исламской общины, поколения за поколением, в составлении книг для изучения фикха, исходя из изложения его положений. – Так как полезный эффект от этого велик. В отличие от книг, посвященных собранию доводов, пользу от которых может получить лишь тот, кто овладел обильным уделом из инструментальных наук, которые помогут ему в понимании тех доводов и извлечении положений из них".
_______________
Источник: https://muntaqa.info/izfikh
Телеграм-бот:
http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh