Имам аз-Захаби об отношении к тяжелым противостояниям ученых в тонких вопросах о качествах Аллаха

02.05.2018

Пишет имам хафиз Шамсуддин Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби аш-Шафии:

«Некоторые из больших ученых, да помилует их Аллах, обвинили в нововведенчестве друг друга. (Ученые) из шафиитов, ханафитов, ханбалитов, приверженцев асаров и занятых калямом, и из тех, кто утверждает качества (Аллаха), которые пришли в Коране, не в хадисах, и из тех, кто утверждает семь (качеств) помимо иных, и из тех, кто утверждает то, что пришло в достоверных хадисах, помимо того, что пришло в хороших, при разнице в их мнениях и очень большом акценте одних на очищении Аллаха (от всякого подобия творениям) и истолковании, или очень большом акценте других на подтверждении (всего, в чем может подразумеваться качество), прохождении (текстов с качествами, просто прочитывая их) и порицании истолкования. Между ними борьба и тяжелые разногласия, при том, что все они верят в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, воскрешение, предопределение. При их подчинении Корану, достоверной сунне и единогласным мнениям. При их возвеличивании, почитании Господа и приверженности чувству нахождения под Его постоянным присмотром. При их подчинении посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и покорности перед ним. При их заботе о постоянстве в выполнении обязательных (дел или молитв), нахождении в состоянии чистоты (тахара) и обращениях к Аллаху за наставлением и верным руководством. И при их уме и знаниях.

Одни из них удивляются другим: как это они пошли в противоречие и склонились к истолкованию качеств? И также другие удивляются первым: как это они при широте их познаний предались косности и утвердили их (качества)? И некоторые удивляются как первым, так и вторым: как это они не воздержались от молчания об этом, как воздержалось большинство, и не оставили это Аллаху и Его посланнику? Так что ученик удивляется своему шейху, и менее достойный из них удивляется более достойному. А мы надеемся о снисходительности и прощении для всех, и их ошибка, будь то в основах или ответвлениях, при приложении усердия и хорошем намерении считается (или: мы считаем) одним и тем же (т.е. ошибочным иджтихадом, за который положена одна награда). Я имею ввиду тех, кто относится к этому (описанному выше) виду, которые не уклоняются от Корана и сунны».

См. «Ат-Тамассук би ас-сунан уа ат-тахзир мин аль-бида'», с. 126 — 128.
_________________________

Источник: https://muntaqa.info/zahabk
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh