Жертвоприношение в качестве благодарности за то, что Аллах облагодетельствовал новой милостью

10.02.2018

Пишут авторы «Кувейтской энциклопедии правоведения»: «Желательно при появлении новых благ заново выражать свою благодарность словами, вознося хвалу и восхваляя (Аллаха); и так же благодарность может выражаться делом, посредством выполнения того, что является средством приближения (к Аллаху), и к этому относится жертвоприношение или приглашение на угощение. Правоведы упомянули виды званых угощений, которые устраиваются при появлении новых благ, как, например, уакира, которое устраивается по причине нового жилья, накы’а, которое устраивается по причине прибытия отсутствующего, хызак, которое устраивается по случаю завершения (заучивания) ребенком Корана. 
Мазхаб ханбалитов и более весомое мнение в шафиитском мазхабе заключается в том, что эти званые угощения желательны.
Сказал Ибн Кудама: «У этих званых угощений — то есть за исключением свадебного угощения и акыки — нет особого достоинства, и они по положению подобны званому угощению без особой причины. И если устраивающий их намеревался выразить благодарность Аллаху за Его блага, дарованные ему, накормить своих братьев, предоставить свою еду, то ему будет награда за это, если будет угодно Аллаху»».
См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 26/180-181.

جاء في » الموسوعة الفقهية » (26 / 180، 181):
«يستحبّ تجديد الشّكر عند تجدّد النّعم لفظاً بالحمد والثّناء ، ويكون الشّكر على ذلك أيضاً بفعل قربة من القرب ، ومن ذلك أن يذبح ذبيحةً أو يصنع دعوةً ، وقد ذكر الفقهاء الدّعوات الّتي تصنع لما يتجدّد من النّعم ، كالوكيرة الّتي تصنع للمسكن المتجدّد ، والنّقيعة الّتي تصنع لقدوم الغائب ، والحِذَاق وهو ما يصنع عند ختم الصّبيّ القرآن .
ومذهب الحنابلة ، وهو الرّاجح من مذهب الشّافعيّة ، أنّ هذه الدّعوات مستحبّة .
قال ابن قدامة : وليس لهذه الدّعوات — يعني ما عدا وليمة العرس والعقيقة — فضيلة تختصّ بها ، ولكن هي بمنزلة الدّعوة لغير سبب حادث ، فإذا قصد بها فاعلها شكر نعمة اللّه عليه ، وإطعام إخوانه ، وبذل طعامه ، فله أجر ذلك إن شاء اللّه».

Спросили шейха Ибн Усаймина: «Если один из сыновей добился успеха в учебе, разрешается ли мне зарезать жертвенное животное для торжества по случаю успеха сына и в качестве благодарности Великому и Величественному Аллаху?»
Шейх ответил: «Нет проблем в том, что если его сыновья или один из них достигнет успеха, он устроит угощение, на которое позовет дорогих ему людей и приятелей его сына из радости благу от Благодатного и Всевышнего Аллаха и в качестве мотивации для сына и пробуждения его активности».
См. «Лика аль-баб аль-мафтух» 161/1.

وسئل الشيخ ابن عثيمين: إذا نجح أحد الأبناء في الدراسة ، فهل يجوز لي أن أذبح ذبيحة احتفاءً بنجاح الابن ، وشكراً لله عز وجل ؟
فأجاب: «لا بأس إذا نجح الأبناء أو أحدهم أن يصنع الإنسان وليمة يدعو إليها أحبابه وأصحاب ابنه ، فرحاً بنعمة الله تبارك وتعالى ، وتشجيعاً للابن وتنشيطاً له».
«لقاء الباب المفتوح» ( لقاء رقم 161 ، السؤال رقم 1).

Спросили шейха Ибн База о жертвоприношении при завершении строительства, или при выполнении половины строительного проекта. Шейх ответил: «Относительно положения такого поступка есть свои подробности. Если это делается для защиты от джинна, или другая цель: если хозяин дома делает это для достижения неких целей вроде благополучия дома или благополучия его обитателей, то это относится к нововведениям. А если (жертвоприношение) делается для джиннов, то это — большое многобожие, потому что это — поклонение не Аллаху. 
А если это является благодарностью за то, что Аллах облагодетельствовал его достижением уровня кровли в строительстве или завершением строительства, и он собирает родственников и соседей, приглашает на это угощение, то в этом нет проблем. Это делают многие люди из благодарности Аллаху, так как Он облагодетельствовал их тем, что они построили этот дом и стали жить в нем, вместо того, чтобы снимать жилье в аренду. И подобно этому то, что делают некоторые люди, возвращаясь из путешествия, созывая родственников и соседей (на угощение) в благодарность Аллаху за благополучие. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда возвращался из путешествия, закалывал верблюда и созывал, да благословит его Аллах и приветствует, людей к этой трапезе. Это передал Аль-Бухари. (3089)».
См.: «Маджму’ фатауа аш-шейх Ибн Баз» 5/388.

و سئل الشيخ عبد العزيز بن باز عن الذبح عند اكتمال البناء أو انتصافه فقال: «هذا التصرف فيه تفصيل ، فإن كان المقصود من الذبيحة اتقاء الجن أو مقصداً آخر يقصد به صاحب البيت أن هذا الذبح يحصل به كذا وكذا كسلامته وسلامة ساكنيه فهذا لا يجوز ، فهو من البدع ، وإن كان للجن فهو شرك أكبر ؛ لأنها عبادة لغير الله.
أما إن كان من باب الشكر على ما أنعم الله به عليه من الوصول إلى السقف أو عند اكتمال البيت فيجمع أقاربه وجيرانه ويدعوهم لهذه الوليمة : فهذه لا بأس بها ، وهذا يفعله كثير من الناس من باب الشكر لنعم الله حيث منَّ عليهم بتعمير البيت والسكن فيه بدلاً من الاستئجار ، ومثل ذلك ما يفعله بعض الناس عند القدوم من السفر يدعو أقاربه وجيرانه شكراً لله على السلامة ، فإن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا قدِم من سفر نحر جزوراً ودعا الناس لذلك عليه الصلاة والسلام . رواه البخاري ( 3089 )».
» مجموع فتاوى الشيخ ابن باز » ( 5 / 388 ) .

Источник: https://muntaqa.info/nov-milost

Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot

Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa

Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh