Кому обязательно жениться (выходить замуж), кому желательно, кому разрешено и кому запрещено?

Мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля.

Шейх Абдулькадир ибн Умар ат-Тагляби аль-Ханбали (ум. 1135 г.х.) объясняет книгу «Далиль ат-талиб» выдающегося правоведа шейха Марьи ибн Юсуфа аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.):

«Знай, что люди в вопросе заключения брака (никяха) бывают трех видов.

Первый: те, которых он (аль-Карми) обозначил словами «(женитьба) желательна для тех, у кого есть половое влечение и нет опасения, что они совершат прелюбодеяние» — будь то мужчины или женщины. Даже если это бедняк, который не способен тратиться на содержание (жены). Высказался об этом (Ахмад ибн Ханбаль).
И то, что он женится, будет лучше для него, чем посвящение себя дополнительным видам поклонения.

Второй вид: те, которых он обозначил словами «и обязателен (никях) для тех, кто опасается этого» т.е. совершить прелюбодеяние из-за оставления им женитьбы. Даже если насчет этого будет наиболее вероятное предположение (а не убежденность). Это относится как к мужчинам, так и к женщинам.
В таком случае никяху отдается предпочтение перед хаджем, если встает вопрос о выборе. Из-за опасения, что будет совершено запретное из-за отсрочки никяха, в отличие от (отсрочки) хаджа.
Однократной женитьбой (обязанность состоять в никяхе) не снимается, она распространяется на всю жизнь (того, чье положение таково).

Третий вид: те, кого он обозначил словами «и разрешен» никях «тем, у кого нет полового влечения» вообще, как у импотента, или у кого было влечение, но исчезло по какой-нибудь причине, вроде болезни или старости. Поскольку в его положении нет причины, по которой никях был бы обязателен или желателен, а это опасность совершения прелюбодеяния (зина) или наличие полового влечения. И потому что цель заключения брака — рождение детей и увеличение потомства, а у кого нет полового влечения, у того нет места этой цели. Таким образом призыв шариата (жениться) к нему не обращен. Но никях остается для него разрешенным подобно остальным разрешенным положениям, поскольку шариат это не запретил.

«И запрещен» никах «на вражеской территории, если нет в нем необходимости (дарура)». И разрешен, если есть необходимость. Но не пленнику».

См. «Нейль аль-маариб» 2/136-137.

Последнее положение связано с опасением того, что ребенок родится на вражеской территории и попадет в рабство к врагам. То есть к этому не относятся ситуации, когда невеста не находится на вражеской территории, или когда она не может забеременеть.

________________

Источник: https://muntaqa.info/nikah

Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot

Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info

Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa

Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh