О движении пальцем в намазе при чтении ташаххуда. Малоизвестное и при этом главное мнение ханбалитского мазхаба

10.01.2018

Имам Муса аль-Хаджауи описывает положение рук: «Руки (молящийся) кладет на бедра, держа пальцы левой руки прямыми, вместе, направляя в сторону кыбли. На правой руке сжимает мизинец и безымянный палец, а большой и средний соединяет в кольцо». См. «Аль-Икна'» 1/122.

الإمام موسى الحجاوي الحنبلي يصف كيفية وضع اليدين حال الجلوس: «جاعلا يديه على فخذيه باسطا أصابع يسراه مضمومة مستقبلا بها القبلة قابضا من يمناه الخنيصر والبنصر ملحقا إبهامه مع وسطاه».
انظر: «الإقناع في فقه الإمام أحمد بن حنبل» 1/ 122.

Говорит об указательном пальце правой руки шейх Такыюддин Мухаммад аль-Футухи аль-Ханбали: «Указательным пальцем правой руки указывает без шевелений во время чтения ташаххуда и дуа вообще при упоминании Всевышнего Аллаха». См. «Мунтаха аль-ирадат» 1/218.

أما سبابة اليد اليمنى فقد قال الشيخ تقي الدين محمد الفتوحي الحنبلي فيها: «ويشيرُ بسبابِة اليُمْنى من غيرِ تحريكٍ في تشهده ودعائِه مطلقًا عند ذكر اللَّه تعالى».
انظر: «منتهى الإردات» 1/ 218.

Имам аль-Хаджауи подтверждает, сообщает причину постановления и вносит подробности: «Указывает указательным пальцем правой руки — не каким-либо еще, если его нет — во время ташаххуда многократно: каждый раз при упоминании Аллаха в качестве указания на единобожие и не делает шевелений им. Так же поступает во время дуа, будь то в намазе или вне его». См. «Аль-Икна'» 1/122.

ويقرره الإمام الحجاوي ويأتي بعلة الحكم وبعض التفاصيل: «يشير بسبابتها لا بغيرها لو عدمت في تشهده مرارا كل مرة عند ذكر الله تبيها على التوحيد ولا يحركها وعند دعائه في صلاة وغيرها».
انظر: «الإقناع في فقه الإمام أحمد بن حنبل» 1/ 122.

Поясняет шейх Мансур аль-Бухути: «В соответствии со словами Абдуллаха ибн аз-Зубейра: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указывал своим пальцем, когда делал дуа и не делал им шевелений». Хадис передал Абу Дауд и ан-Насаи. И от Са’да ибн Аби Уаккаса передано, что он сказал: «Проходил возле меня пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда я делал дуа, задействовав два пальца. Он сказал: «Один. Один». — И указал (сделал знак) своим указательным пальцем». См. «Кашшаф аль-кына'» 1/356.

ويوضح الشيخ منصور البهوتي: «لِقَوْلِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الزُّبَيْرِ «كَانَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — يُشِيرُ بِإِصْبَعِهِ إذَا دَعَا وَلَا يُحَرِّكُهَا» رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالنَّسَائِيُّ.
وَعَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ قَالَ «مَرَّ عَلَيَّ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وَأَنَا أَدْعُو بِأَصَابِعِي فَقَالَ: أَحَدٌ أَحَدٌ، وَأَشَارَ بِالسَّبَّابَةِ» رَوَاهُ النَّسَائِيُّ».
انظر: «كشاف القناع عن متن الإقناع» 1/ 356.

Сказал шейх Абдулькадир аль-Джиляни аль-Ханбали в «аль-Гунья»: «И продолжает смотреть на него (на указательный палец) в течение всего ташаххуда в соответствии с сообщением от Ибн аз-Зубейра, которое передал Ахмад». См. «Аль-Мубди’ фи шарх аль-Мукни'» 1/410.

وقال الشيخ عبدالقادر الجيلاني الحنبلي في «الغنية»: «وَيُدِيمُ نَظَرَهُ إِلَيْهَا فِي كُلِّ تَشَهُّدِهِ لِخَبَرِ ابْنِ الزُّبَيْرِ رَوَاهُ أَحْمَدُ».
انظر: «المبدع في شرح المقنع» 1/ 410.

И добавил ясности шейх Мухаммад ибн Ахмад аль-Хальуати: «Насчет его (аль-Футухи) слов: «При упоминании Аллаха». — Обрати внимание на то, имеется ли ввиду упоминание самого слова «Аллах», или упоминание любого слова, которое указывает на Аллаха, в том числе «Аллахумма» и местоимения. Это нуждается в уточнении. 
Затем я увидел, что Ибн Насруллах разъяснил вопрос. Вот его слова из «Шарха» к «аль-Фуру'»: «То есть при упоминании самого слова «Аллах». И из этого следует, что во время чтения ташаххуда указывать пальцем следует четыре раза, поскольку Аллах упомянут в нем четыре раза». — На этом завершились его слова». См. «Хашия аль-Хальуати аля Мунтаха аль-ирадат» 1/305.

وأفاد الشيخ محمد بن أحمد الْخَلْوَتي: «قوله: (عند ذكر اللَّه) انظر هل المراد عند ذكر لفظ اللَّه، أو عند كل لفظ دل على اللَّه، حتى: اللهم، والضمائر؟ فليُراجع!
ثم رأيتُ ابنَ نصرِ اللَّه أفصح عن المسألة، وعبارته في شرحه على الفروع: «أيْ: عند ذكر لفظ اللَّه، ومقتضى ذلك أنه يشير بها في تشهده أربع مرات؛ لأن فيه ذكر اللَّه أربع مرات» انتهى».
انظر: «حاشية الخلوتي على منتهى الإرادات» 1/ 305.

То есть, если взять наиболее распространенную форму ташаххуда, то поднимать указательный палец правой руки будет желательным в следующих местах:

«Аттахияту ли-Лляхи (поднимать)
уас-саляуату уат-таййибат. Ассаляму ‘алейка айюхан-набийю уа рахмату Ллахи (поднимать)
уа баракатух. Ассаляму ‘алейна уа ‘аля ‘ыбади Лляхи (поднимать)
ссалихин. Ашхаду алля иляха илля Ллаху (поднимать)
уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх».

وعلى هذا ففي أشهر صيغة التشهد يستحب أن يرفع المصلي السبابته في المواضع الآتية:

«التحيات لله (يرفع)
والصلوات والطيبات السلام عليك أيها النبي ورحمة الله (يرفع)
وبركاته السلام علينا وعلى عباد الله (يرفع)
الصالحين أشهد أن لا إله إلا الله (يرفع)
وأشهد أن محمدا عبده ورسوله».

Ист. https://muntaqa.info/sabbaba

Подписаться на обновления в твиттере: https://twitter.com/muntaqa_info

Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot