Почему изучить фикх возможно только по четырем мазхабам? Как относиться к предостережениям от этого?

31.03.2018

Шейх Салих ибн Абдуллах аль-Усейми
Член Комитета Больших Ученых в Королевстве Саудовская Аравия

"Книг, составленных для изучения фикха по его вопросам, много. Организованным образом устроено обучение по книгам, написанным по фикху четырех мазхабов: мазхаб Абу Ханифы Ну’мана ибн Сабита, мазхаб Абу Абдуллаха Малика ибн Анаса, мазхаб Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии и мазхаб Абу Абдуллаха Ахмада ибн Ханбаля, да помилует их всех Аллах.
А что касается книг, написанных по другим мазхабам, то с ними связана одна из двух проблем: или уже исчезли выдающиеся представители этих мазхабов, и прервалась их система, или остались книги, по которым уже прервалось изучение фикха.
Пример первого: мазхаб Абу Умара Абдуррахмана ибн ‘Амра аль-Ауза’и. Он был самым большим правоведом в Шаме в его время, однако, прервался его фикх с давних времен.
Пример второго: мазхаб захиритов. Их книги есть, однако прервано изучение фикха по ним. Сейчас ты не найдешь захирита, который взял фикх от захирита, который взял от захирита и так до Дауда, да помилует его Аллах.
И невозможно сейчас изучить фикх по его вопросам и положениям кроме как по книгам, соответствующим одному из четырех мазхабов, на которых прочно основались знания исламской общины.
Здесь не имеется в виду, что нет муджтахидов кроме них, ведь аль-Ауза’и, Мухаммад ибн Джарир, Суфьян ас-Саури и другие были имамами фикха в свое время.
И не является целью направление людей к книгам четырех мазхабов, оставляя следование Корану и сунне, поскольку те правоведы, они и их соратники – их целью было именно следование Корану и сунне. Некоторые братья говорят: «Нам приказано следовать доводу!» — А те люди, которые служили фикху, разве они посвятили свои жизни не следованию доводу?!  Может быть и такое, что от кого-то из них скрылся некий довод, а возможно он не посчитал его доводом, или посчитал доводом, но у него был другой довод, более сильный по достоверности, или первостепеннее в следовании ему, могли быть и другие оправдания, известные в книгах основ фикха и его правил.

Стремление изучать фикх по относящимся к нему вопросам в соответствии с мазхабом, которому следуют люди – это признанный верный путь, по которому идет исламская община поколение за поколением. И не появлялось порицания его, кроме как в последнее время. И вы, о требующие знания, о братья, если положение дел ввело вас в замешательство, не слушайте Салиха аль-Усейми, не слушайте ни того, ни этого, а посмотрите на того, кто достиг вершин: как он этого достиг. Не губите свою жизнь мнениями людей.
Если ты видишь, что некое явление распространено в исламской общине, и никто его не порицал, а затем через долгие века появился человек, который порицает и отвергает это, то знай, что это его слова порицаемы и отвергаемы. Пусть это будет правилом для тебя. Потому что религия в том, что касается знания, наследуется, а не зачинается. И это правило из числа тех, которые вывел аш-Шатыби, да помилует его Аллах, и посвятил ему много слов. Оно заключается в том, что религия берется через передачу, т.е. наследуется, а не зачинается, так что каждый приходит и зачинает что-то новое. И если какое-то общее положение распространилось в исламской общине, и не было его порицания или отрицания кроме как через долгое время, то знай, что тот, кто появился позднее, более достоин порицания, нежели предшественник. Потому что невозможно, чтобы исламская община долгие века не знала своей религии, а затем в пятнадцатом веке мы бы открыли истину!
Важно, чтобы ты знал, что изучение фикха по книгам, в которых упорядоченно изложены шариатские положения – это одна из основ приобретения знания в исламской общине из поколения в поколение, и порицали это только некоторые представители последних поколений".
_______________________

Источник: https://muntaqa.info/izfikh
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh