Разговоры о фанатизме к мазхабу по причине собственного фанатизма к самому себе или своему шейху

Когда фанатизм осуждается из-за возобладания над осуждающим еще большего фанатизма, получается так, что

- Негатив о представителях одного мазхаба со стороны представителя другого - это "скверный мазхабный фанатизм".

- Порочение и насмешки над представителями всех четырех мазхабов со стороны того, кто последовал за двумя-тремя современными шейхами или студентами, или сам изобретает свой мазхаб - это "следование сунне и пути праведных предшественников" и просто "выражение нежелания следовать за некоторыми неизвестными мнениями некоторых шейхов из некоторых мазхабов".

Говорил шейх Салих аль-Усейми, описывая такое явление как надуманные обвинения в фанатизме к мазхабу из-за настоящего фанатизма к самому себе или какой-то личности из современников:

"Говорит (такой человек): «А это — пример мазхабного фанатизма». В то время как он фанатичен к самому себе, или фанатичен к некоторым (личностям) из последних поколений. Ты видишь, как он, на самом деле, проявляет фанатизм к своему мнению, или к некоторым (личностям) из последних поколений.
Он оставляет имамов, за которыми принято следовать, возвеличиваемых (исламской общиной), обладателей близости к Аллаху, праведности, аскетизма, знания, следования (доводам), и возвращается к следованию за собой, или за своим шейхом, или за кем-то, кого возвеличивают из живших в последних поколениях". См. https://muntaqa.info/fprhad

Близкое к этому противоречие описал еще живший полтора века назад выдающийся ученый, мухаддис Абу аль-Хасанат Мухаммад 'Абдульхай аль-Люкнави аль-Ханафи в опровержении шейху Сыддику Хасану Хану, известному приверженностью захиритским принципам в фикхе и усуль аль-фикхе. Писал о нем шейх аль-Люкнави: "Мы скажем: автор "Итхафа" выбрал в своих трудах методы и подходы, от которых нужно было непременно отстраняться. Из них то, что он мертвой хваткой делает таклид за Ибн Таймией и его учениками, за аш-Шаукани и подобными ему, и в то же время он из тех, кто сильнейшим образом порицает мукаллидов (тех, кто делает таклид). Остается только к Аллаху обращаться с жалобой на подобное поведение. Как же это он запрещает таклид за муджтахидами и имамами, за которыми принято (у мусульман) следовать, и разрешает таклид за теми поборниками новшеств, которые в сравнении с муджтахидами, за которыми принято следовать, только как тот, кто чирикает рядом с тем, кто говорит. И кто читал его труды, тот знает об этом положении: он в основном называет более сильным то, что они назвали более сильным, даже если это что-то недалекое, и пишет то, что они написали, даже если это серьезная ошибка".
См. Рукопись "Ибраз аль-гай", с. 8.
________________________

Источник: https://muntaqa.info/osuzhd
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh