«У ученых этого мазхаба нет довода, и их мнение слабое»

31.07.2018

Шейх Ибрахим ибн Мухаммад ас-Субейхи, да помилует его Аллах, доктор наук, профессор Университета им. Мухаммада ибн Сауда в эр-Рияде, бывший при жизни главой Отделения сунны в Университете, писал:

«Из того, что может считаться замечанием к некоторым современникам — вынесение решения о более сильном из мнений имамов, основываясь на том, что не был встречен довод сторонников другого мнения. Такое положение дел является проблемным, поскольку основа в подобном положении — воздержание от вынесения решения по вопросу, потому что отсутствие знания о доводе — это не наличие знания об отсутствии довода.
И вместе с тем они вынесли много решений о слабости мнений приверженцев мазхабов, основываясь на отсутствии знания о доводе. Так что даже среди начинающих студентов распространились разговоры о мазхабах, в контексте рассказов о подобных вопросах, как о чудачествах. И поэтому отвернулись многие из них от получения пользы из этих собраний фикха, оправдываясь тем, что они не основываются на доводах, и, считая, что они основаны на таклиде. Однако, после терпеливых и осмотрительных исследований и внимательного рассмотрения текстов Корана и сунны и методологии праведных предшественников в обосновании правовых положений, мы находим, что довод есть, только способ его извлечения скрылся от этого возражающего, или скрылось от него то, каким образом этот довод указывает на правовое положение.
Причина этого
— в приложении слабых усилий в поиске довода,
— или в том, что он ограничил доводы лишь очевидными указаниями текстов Корана и сунны,
— или невнимательность к тому, каким образом этот довод используется в качестве доказательства в данном вопросе.
И пришли в достоверной сунне слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Может быть так, что носитель фикха не является факыхом (разбирающимся, понимающим)». И после кропотливых поисков довода, я нашел целую группу вопросов, в которых доводом определения более сильного мнения у некоторых современников было отсутствие довода, в то время как довод есть, иногда в Коране, иногда в пречистой сунне, иногда в правильном кыясе или правилах фикха».

См. «Дуа аль-хатм фи саля ат-тарауих«, с. 22.
________________

Источник: https://muntaqa.info/netdovoda
Твиттер:
https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh