«Лестница в чужое небо»: почему Led Zeppelin обвиняли в плагиате

24 February
184 full reads
5,5 min.
385 story viewsUnique page visitors
184 read the story to the endThat's 48% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

24 февраля 1975 года группа Led Zeppelin выпустила шестой альбом «Physical Graffiti», который в считанные месяцы стал мультиплатиновым. Как и на предыдущих альбомах, на «Physical Graffiti» полно заимствований, в том числе и официально подтвержденного плагиата. Если проследить судебную историю Led Zeppelin, становится ясно — изобретения вообще были не по их части, но каждый раз музыкантам удавалось выйти сухими из воды.

Разобрались, как популярный будущий создатель джинглов придумал «Dazed and Confused», откуда появился тот самый рифф из «Moby Dick» и кто пытался засудить «цеппелинов» за вступление к легендарному хиту «Stairway to Heaven».

«Babe I’m Gonna Leave You»

Джимми Пейджу и Роберту Планту невероятно нравилась американская певица-антивоенщица Джоан Баэз — настолько, что «цеппелины» украли текст ее песни для дебютного альбома. Музыкально версия Led Zeppelin гораздо оглушительнее и эффектнее, хотя Плант признавался, что первоисточник более завораживающий. Это не помешало Пейджу вписать себя в авторы песни с формулировкой «Traditional arr. by Jimmy Page», без указания Баэз.

На самом деле композицию написала совершенно другая фолк-исполнительница, еще менее известная — Энн Бредон. В 1980-е годы ее подруга, еще одна фолк-певица Дженет Смит услышала, как у сына играет знакомая песня — это была «Babe I’m Gonna Leave You», только в исполнении Led Zeppelin. Смит изучила пластинку и не нашла там имени Бредон, поэтому предложила авторке написать издателю и разобраться в ситуации.

Все закончилось хорошо — с юридической точки зрения было понятно, что Led Zeppelin со всей рокерской беспечностью использовали неизвестный для себя фолк-мотив. Роялти поделили в соотношении 50/25/25 между Бредон, Пейджем и Плантом, а издатель спустя несколько лет стал указывать Энн Бредон как одного из создателей песни.

«Dazed and Confused»

До Led Zeppelin Джимми Пейдж играл в The Yardbirds, на разогревах с ними выступал Джейк Холмс, американский бард. Холмс был плодовитым музыкантом — он зарабатывал тем, что писал с женой пародические фолк-песни, играл в комедийной группе Jim, Jake & Joan, а в свободное от коммерческих проектов время исполнял акустический психодел, вдохновленный The Byrds. Одной из таких песен была «Dazed and Confused».

В августе 1967 года Холмс исполняет никому не известную на тот момент песню. Пейдж берет ее на вооружение и внедряет в репертуар The Yardbirds, немного изменив текст и аранжировку. В следующем году гитарист уходит в Led Zeppelin и забирает песню с собой, документально сохранив за собой авторство.

Спустя 43 (!) года Холмс все-таки подал в суд на Led Zeppelin за нарушение авторских прав, однако группа вскоре связалась с ним, чтобы решить конфликт миром. Неизвестно за какую сумму, но стороны все же хлопнули по рукам — теперь в оформлении альбомов и сборников отмечается, что именно Холмс вдохновил Пейджа на создание песни.

Впрочем, даже без «Dazed and Confused» дела у Холмса шли неплохо — с 1970-х годов он начал работать в компании, которая занималась созданием рекламных джинглов. Холмс работал с крупными клиентами вроде Burger King, British Airways и Apple, а еще он был невероятно продуктивен, за что получил прозвище «Джингл Джейк».

«Moby Dick»

Когда заходит речь о втором альбоме Led Zeppelin и плагиате, обычно вспоминают «Whole Lotta Love», для которой рокеры позаимствовали много чего из песни Мадди Уотерса «You Need Love». Рифф из «Moby Dick» — другой мощной композиции на «Led Zeppelin II» — Плант тоже позаимствовал из песни «Watch Your Step» знаменитого блюзового рок-гитариста Бобби Паркера. Ее же в качестве вдохновения использовали The Yardbirds (еще до того, как в группе стал играть Джимми Пейдж), Deep Purple, The Allman Brothers Band и еще бог знает сколько других музыкантов.

Однажды даже Джон Леннон признался, что при написании «I Feel Fine» и «Day Tripper» без Паркера не обошлось. Легендарный блюзмен в момент оценил жест Леннона, но спустя много лет обидчиво ответил: «Я был польщен. Мне казалось, что это крутая идея. Но еще в глубине души мне казалось, что я должен был получить чуть больше признания за такое».

«Bron-Y-Aur Stomp»

Еще один человек, который прекрасно знал, что у него воруют Led Zeppelin, но ничего не хотел с этим делать — Берт Дженш. Джимми Пейдж неоднократно говорил, что Дженш сильно повлиял на него и постоянно восхвалял стиль легендарного шотландского фолк-музыканта.

Пейдж настолько часто упоминал Дженша, что однажды партнерша шотландца по группе разозлилась и с лихвой высказалась на этот счет: «Вообще-то это очень грубо — украсть чью-то песню и присвоить авторство себе. Это раздражает меня. Все английские газеты судачат о Берте, говорят, что он оказал влияние. Я имею в виду, зачем говорить такое и потом лепить на пластинку „Автор — Джимми Пейдж“?»

«Stairway to Heaven»

В 1968 году только вот-вот появившиеся Led Zeppelin отправились в первый тур вместе с фолк-прог-роковой группой Spirit. «Цеппелины» выступали на разогреве и довольно часто исполняли их песни — обе группы собирались выпустить дебютные альбомы и, в общем-то, дружили. Вполне возможно, что на этих выступлениях Led Zeppelin также исполняли песню «Taurus», которую придумал гитарист Spirit Рэнди Калифорния. Именно из-за нее через несколько десятков лет с Led Zeppelin будет спорить представитель Spirit Майкл Скидмор.

Скидмор отчаянно боролся за авторские права композиции, указывая на похожую аккордовую прогрессию во вступлении, но проиграл в 2000 году — суд признал, что Led Zeppelin ничего не воровали. Оправданием «цеппелинам» послужило и то, что Роберт Плант с Джимми Пейджем банально не смогли вспомнить, как они придумали песню. По их словам, тогда они употребляли столько наркотиков и алкоголя, что такие детали даже и не пытались запомнить. Позже выяснилось, что Плант действительно мало что помнит — из-за автомобильной аварии, в которую он попал с женой в 1975 году.

Послушайте альбом «Physical Graffiti», в честь выхода которого и написан этот материал:

А еще почитайте другие наши статьи:

Лучшие клипы Led Zeppelin

«Bitter Sweet Symphony». Как The Rolling Stones не заметили, что у них украли песню

Как Джими Хендрикс сделал из «All Along the Watchtower» шедевр?

И подписывайтесь на наш Инстаграм, чтобы быть в курсе новых интересных материалов.

Антон Боровой

Музыкальный редактор music.cubicmedia.ru