467 подписчиков

Антон Choize: против музыкального расизма

Автор рисунка: Елена Иванина @iva_vivid
Автор рисунка: Елена Иванина @iva_vivid

На канале Music Date очередное интервью для тех, кто читает в поисках интересных мыслей и историй, а не гоняется за громкими именами.

До недавнего времени герой данной статьи был серым кардиналом российского шоу-бизнеса. Имея огромный опыт в области интернет-маркетинга, Антон консультировал многих звезд нашей сцены, а также собственноручно продвигал некоторых из них. Я об Антоне узнала, когда его пригласили в учебное заведение RMA для проведения лекции по SMM. Казалось бы, это моя стезя, я уже все знаю, но Антон открыл много интересных приемов. В рамках канала Music Date я хотела поговорить с ним именно о продвижении в Интернете, что важно и интересно абсолютно каждому артисту и менеджеру артиста. Но оказалось, что Антон еще и музыкант, причем, качество звука в его дебютном альбоме позволяет поставить призвание "музыкант" перед призванием "маркетолог". Под творческим псевдонимом Choize один из самых крутых музыкальных маркетологов год назад выпустил одноименную концептуальную пластинку на английском языке, которая заслуживает отдельного внимания и обсуждения. Удивительно, что только через год после релиза Антон, наконец, готов презентовать свои треки на сцене: концерт состоится 18 мая в клубе "Москва".

Антон, я узнала, что ты работал в digital-агентствах – этот факт прямо греет мне душу, ведь я сама работала некоторое время в digital-сфере. Как же так получилось, что ты из сухого маркетинга ушел в музыкальную индустрию?

Просто в какой-то момент оба пути – и музыка, и маркетинг – соединились. Музыка сопровождает меня всю жизнь: я занимался ей в детстве, играл в школьных и студенческих группах, а когда переехал из Владивостока в Москву, тоже сразу собрал здесь гаражную группу. Играли что-то наподобие Foo Fighters. Многие ребята из музыкальной тусовки знали, что я занимаюсь рекламой, иногда просили их проконсультировать по каким-то вещам, а потом эти запросы участились и приобрели уже рекомендательно-постоянный характер. Позже я провел несколько лекций по музыкальному SMM совместно с Алексом Николаевым, руководителем образовательных курсов в сфере шоу-бизнеса InSimple. Сейчас работаю на лейбле Respect Production в качестве руководителя SMM-отдела, там у нас в основном хип-хоп артисты.

Одно дело играть в гаражном бэнде, а совсем другое – записать целый сольный альбом. Как ты пришел к этой идее?

Я долго нарабатывал опыт в сонграйтерстве и в итоге понял, что могу и готов создать музыкальный продукт на новом уровне. Изначально хотел сделать это в составе группы, но не сложилось: музыканты либо не подходили по скиллам, хотя вещи, в общем-то, достаточно простые, либо просто не готовы были уделять достаточно времени проекту. С того момента я понял, что ни на кого рассчитывать нельзя – буду делать сам. Почти все партии в альбоме записал я, но, конечно, подключал людей для того чтобы создать какие-то вещи еще круче: ударные, гитару, продакшн. Хотелось бы, чтобы пластинка побудила людей к размышлениям, к правильному восприятию музыки, к её осознанию – ведь сейчас идет тренд на простоту в потреблении, и это немного расстраивает. Качественный продукт интересно слушать тем, что он постоянно раскрывается по-новому, дает новые интересные детали. Об этом мы с коллегами говорим в моих документальных сериях Choize Stories: слушайте музыку в хороших наушниках, уважайте команду, которая трудилась над созданием материала.

Твой альбом, как это сейчас модно, можно назвать "концептуальным". Ты сначала написал историю, а потом песни, или наоборот?

Я в принципе всегда заморачиваюсь по поводу концепции: все должно быть осмысленным, в едином стиле. Когда я слушал демки своих треков, я понял, что их всех объединяет меланхоличность, а потому всё может связать единая сюжетная линия. Поскольку у меня были только заготовки текстов, я их удачно переделал, чтобы они соответствовали сюжету. Все песни так или иначе показывают, что жизнь – это лабиринт, а из проблем порой не бывает выхода, надо их принимать и уметь переносить. Это же символизирует имя Choize, как "choice" – выбор, и логотип. Помимо сюжетной линии, каждая песня при этом несет свой собственный месседж, в котором уже мои личные переживания и размышления. О каждой песне я могу долго рассказывать.

Хронология сюжета в альбоме "Choize"
Хронология сюжета в альбоме "Choize"

Ты даже лишил слушателей возможности насладиться хэппи эндом! В конце главные герои альбома – Mad и Fay – все равно не вместе, хотя так долго шли к этому. Откуда в тебе столько мрачности?

Мне просто нравится придавать сюжету естественности. Когда еще во Владивостоке я работал над прозой, много писал и даже издавался, уже тогда люди отмечали, что в книгах присутствует жесткий реализм. Не думаю, что по жизни меня сопровождали какие-то трагичные истории, скорее, просто сказывались прослушивание меланхоличных групп, традиционное противопоставление себя миру, ну и разные факторы, присущие всем творческим людям.

Обложка книги, которую Антон написал в 13 лет
Обложка книги, которую Антон написал в 13 лет

Что именно наводит тебя на размышления – текст песни или музыка?

Конечно, музыка. Даже самые непонятные, глупые или странные слова классная музыка может украсить и придать им смысл. Хороший пример – трек американской группы Foster People «Pumped Up Kicks». Эта песня всеми воспринималась как летний танцевальный шлягер, причем даже носители языка не вслушивались в строчки. А в них поется про стрельбу в школе, от лица одноклассника, который пришел с ружьем в класс. И таких примеров, на самом деле, масса. Лично мне не близка позиция русского рока о том, что музыка может строиться на трех аккордах, а вот текст должен быть максимально насыщен смыслом. Я люблю, когда интересно слушать в первую очередь музыкальную часть песни.

Один из главных музыкальных журналистов России Борис Барабанов летом 2018 года поставил тебя в подборку Коммерсанта. Вроде бы это повод для гордости, но вот, что Борис Сергеевич добавляет: "Осталось преодолеть главный рубеж — начать все-таки петь по-русски. В случае Choize это важно." С пением по-русски еще понятно, но что означает последняя фраза? Почему именно ТЕБЕ это важно?

Я думаю, господин Барабанов имел в виду узкую направленность моего текущего материала, именно из-за языка. Очень многие отмечают насыщенную музыкальную часть проекта и вздыхают «ах, вот только жаль что на английском». Конечно, если зайти сейчас в топ Apple Music или других стримингов, можно увидеть, как мощно всё заполонили песни локального рынка, по количеству стримов в России с ними теперь уже конкурируют даже западные хитмейкеры. Люди из индустрии, кстати, отмечают, что это одна из главных особенностей России сегодня. Время бума англоязычных проектов прошло, теперь приходится выбирать – либо делать, что хочется, для своей аудитории и со временем её масштабировать, либо делать как все, для всех.

Фотограф: Anastasia Komusova
Фотограф: Anastasia Komusova

Мне кажется такой подход довольно странным: музыка российской группы на русском языке – хорошо, музыка российской группы на английском языке – плохо. Как-то это лицемерно. Мы же с удовольствием слушаем зарубежные группы - они поют не на русском.

Я вообще считаю, что это самый настоящий музыкальный расизм. Мой знакомый музыкальный журналист как-то в своем подкасте сказал «пусть мне пришлют российскую группу и скажут, что они просто гении и у них шедевральные песни – но, если они на английском поют, я их даже включать не буду». Лейблы, в свою очередь, тоже отказываются подписывать артистов, исполняющих не на русском. Почему-то, в массовом сознании россиян, если ты живешь здесь, то и петь на русском обязан. А вот если переедешь, к примеру, в Финляндию – уже можно на английском, и слушать охотнее будут, как иностранца. Проблема еще в том, что если наши исполнители будут петь исключительно на русском, за рубежом для наших ребят никто путей протаптывать не будет. Разве не было бы приятно увидеть, как российский музыкант получает «Грэмми»? Я думаю, сразу бы тогда сменился тон у большинства критиков. Но ведь этого никогда не произойдет с русскоязычными артистами. А на родине их никто не поддержит, постараются задавить и не пустить. Вот и получается, что и там построить карьеру сложно, и здесь. Замкнутый круг. Мне интересно сделать материал на русском уже только чтобы посмотреть, какая будет реакция в этот раз.

Ты сам столкнулся с критикой и непониманием в свой адрес в связи с тем, что поешь на английском?

Конечно, но скорее это непонимание. С их стороны это непонимание вроде «Почему ты не поешь на русском, было бы всё понятно». С моей стороны – непонимание того, почему этот же человек легко слушает каких-нибудь Imagine Dragons, и ему это не мешает. Если же спросить об этом, чаще всего ответ будет вроде «ну это же Imagine Dragons». Иными словами, говорят «ну ты-то не сделаешь так круто». Проблема в том, что дофига людей в России делают на английском невероятно круто, но вот из-за такого расизма их музыка просто не доходит до масс. А если показать и сказать «это круто», то тогда все поймут, что это круто, и язык тут вообще не важен. Вот посмотрите на группу TRITIA, которую показали в «Песнях».

Расскажи больше о создании самого альбома: во сколько тебе это обошлось, сколько времени заняло?

Примерно полтора-два года. Я очень парился по поводу звука, мы все время что-то доделывали-переделывали, плюс у меня была основная работа, и на студии я сидел с Ником, звукорежиссёром, как правило, поздними вечерами. Обошлось все примерно в двести тысяч, не считая промо и прочих расходов. Это, казалось бы, немного для записи альбома, но много, пока не можешь музыку по-настоящему монетизировать. Параллельно с работой на студии я прорабатывал концепцию, брендбук, имидж и прочее.

Не могу не спросить, как маркетолог маркетолога: какие инструменты продвижения альбома ты использовал?

Да все инструменты, в рамках моих возможностей. Интернет-реклама, таргетированная реклама, медийка и прочее. С публикациями оказалось тяжело, для многих СМИ это сейчас «не формат». Музыкальная журналистика в России постоянно мимикрирует, мало кто пишет про тех, кто нравится, обычно все стараются хайпануть и вписаться в тренды. Оно и понятно, так им приходится выживать. Можно вспомнить кейс телеканала А1: сначала они были рок-каналом, теперь они хип-хоп, дальше будет еще что-нибудь.

Фотограф: Anastasia Komusova
Фотограф: Anastasia Komusova

Ты работаешь на лейбле. Почему ты сам не подписан на какой-либо лейбл и какой бы совет ты дал начинающим артистам, которые хотят заполучить заветный контракт?

Я подписан на Make It Music, но они занимаются исключительно дистрибуцией контента, постановкой на витрины музыкальных платформ и добавлением в плейлисты этих же платформ. То есть это не лейбл в общепринятом понимании. Приход на настоящий лейбл – это определенная ответственность, если тебя взяли на борт и уж тем более готовы в тебя инвестировать, ты должен подавать все признаки того, что твои песни завтра будут звучать отовсюду. Здесь идет расчет – количество стримов, массовый спрос и прочее. Конечно, с авторской англоязычной музыкой в России все по-другому. Совсем мелкие инди-лейблы, как мне кажется, даже со своими артистами еле справляются. Если же музыка соответствуют трендам, и есть ощущение что именно крупный лейбл нужен для того, чтобы продать её массам, можно попробовать договориться, но слепая рассылка демок или спам уже не работают. Сейчас рынок музыки перенасыщен. Нужен либо личный контакт, либо уже созданная база из лояльной аудитории за счет своих ресурсов. Тогда на тебя уже сами лейблы обратят внимание.

Существует ли, на твой взгляд, плохой музыкальный вкус?

Да, но мне кажется, плохой музыкальный вкус определяется не конкретными артистами или категориями музыки, а, скорее, эрудицией. Точно так же, как надо стараться читать больше книг, надо стараться пробовать разные жанры, разных исполнителей. Ты можешь просыпаться под дабстеп, завтракать под The Rolling Stones, по дороге слушать джаз, вечером выпить в баре под русский рэп и заснуть под спейс эмбиент. Под разное настроение, под разные мысли подходит разная музыка, и это нормально. Главное – развиваться, оттачивать свою индивидуальность, иначе рискуешь завязнуть в топ-чартах и слушать только то, что слушают все. Это как питаться только фастфудом и пить дешевые вина, потому что и так «вроде бы норм».

Я знаю, что ты коллекционируешь виниловые пластинки. Это атрибут модного лайфстайла или тебе правда больше нравится звук на проигрывателе?

Выражаясь меметичным языком, я стал скупать винил еще до того, как это стало мейнстримом. На самом деле, довольно большую коллекцию уже собрали мои родители, а я занялся поиском тех пластинок, которые я сам бы очень хотел хранить на полке, потому что для меня это ритуал, а не просто лайфстайл. Я не люблю новодел, то есть цифровую запись, переведенную на винил, и не люблю современные ремастированные альбомы старых групп. Мне нравится слушать именно старую музыку, которая была собственно под винил и записана – в то время, на том оборудовании, для винтажных проигрывателей. Когда ставишь такой «привет из прошлого», сразу задается нужное настроение.

Фотограф: Anastasia Komusova
Фотограф: Anastasia Komusova

Из интервью с Антоном Choize вы узнали, что маркетологи могут делать крутую музыку, что в России из-за распространенного "музыкального расизма" крайне тяжело пробиться англоязычным исполнителям, что не стоит заниматься массовой рассылкой демо-материалов. А еще вы должны были узнать, что 18 мая герой интервью даст свой первый концерт, на котором презентует созданный год назад альбом, а также новые синглы. Вперед за качественной музыкой!

Купить билеты на концерт

Подписывайтесь на канал, пишите комментарии и… встретимся на концерте Choize!

Интервьюер: Дарья Кулик

© Music Date. Let's go out and grab some music!