Франц Шуберт

16.10.2017

Как и в случае с многогранным Моцартом, восприятие Шуберта публикой менялось с течением времени. Многие друзья композитора предпочитали помнить его милым пьяницей, который в сомнамбулическом трансе что-то быстро записывал. (Говорят, записывал много и постоянно, салфетки, обрывки бумаги, скатерти в кафе, хранят отрывки его сочинений). Именно такой образ стал в XIX веке общепринятым, особенно в викторианской Англии. Даже Роберт Шуман, воспевающий величие Шуберта, рисовал его

“простодушным ребенком, играющим среди гигантов”,

- похожую метафору в то время часто употребляли и в отношении Моцарта. В последние десятилетия говорили о Шуберте-сифилитике, Шуберте-гедонисте, Шуберте-отступнике, Шуберте-гомосексуалисте. Изменения образа композитора можно проследить даже по саундтрекам.

Такой неустойчивый образ Шуберта частично объясняется нехваткой документальных свидетельств. Мы довольно много знаем о его действиях в любом произвольно выбранном году и почти ничего - о частной жизни и внутреннем мире. В большей части существующих биографий отсутствует что то важное.

Совсем иначе обстоят дела с музыкой.

Разночтения в биографии и эрудиции Шуберта происходят оттого, что людям очень нравится его музыка, несмотря на то что загадки его жизни приводят биографов к совершенно противоположным заключениям. Шуберт действительно писал прекрасные простые и по-детски непосредственные мелодии. Кроме того, до Вагнера никто не мог сравняться с сильной воздействия его ритмов и гармоний. Одним неоднозначным аккордом он был способен выразить всю гамму эмоций, уничтожая различия между страданием и радостью.

Каким он был? Можно рискнуть и сделать ряд предположений. Он был дружелюбным до некоторого предела; грубым, если на него давили; очень скромным или очень заносчивым, а возможно, и тем и другим одновременно. Он был невероятно честолюбивым. Музыка была его религией и заработком; он жадно читал, постоянно проверяя тексты на музыкальность. Он не умел заискивать перед возможными заказчиками, при этом не слишком усердно продвигая себя. Он близко сходился с мужчинами; перед женщинами он преклонялся, но издалека. О любви он больше рассуждал, чем знал по опыту. Он был склонен и к эйфории, и к сковывающей меланхолии, но всегда усмирял себя с помощью работы. Он не сколько жил, сколько наблюдал за жизнью: но все, что не относительно к творчеству, ему было жаль времени. Его музыкальное воображение не знало никаких границ.

Франц Шуберт родился в Вене в 1797 году, а умер там же в 1828-м. Он написал под тысячу произведений примерно за семнадцать лет. Никакому другому композитору не удавалось сделать столько же за такой короткий период.

Как человек и как музыкант Шуберт был подвержен эмоциональным бурям. Неотъемлемой составляющей его стиля является переменчивость. Стремление Шуберта изображать чувственность привело к том, что он как одержимый изучал поэзию: он был и остается в числе наиболее литература центрических композиторов.

История хранит следы могучей индивидуальности, но создается впечатление, что бескомпромиссная преданность искусству опустошила жизнь. В то же время его музыка удивительно непосредственна. Шуберт каким-то образом оказывается ближе к нам, чем большинство композиторов, чьи бюсты украшают интерьеры. Современные композиторы считают его коллегой и в поисках новых идей изучают его партитуры. Шубертовский отпечаток носят многие произведения последних десятилетий. В то же время сам Шуберт, кажется, не перестает писать: постоянно появляются очередные издания неоконченных произведений.