Средневековый замок, который подшучивал над своими посетителями

Элите средневековой Европы не было чуждо придумывать развлечения. Во время пиршеств накрытые столы парили в воздухе, из фонтанов лилось вино, а розовая вода и засахарённый миндаль сыпались на головы гостей, словно град. Поражая и радуя своих гостей, казалось бы, волшебными трюками, хозяева демонстрировали своё богатство и власть. В Эдене (Франция) идиллическая красота земель была противопоставлена садистскому фарсу замковых «механизмов развлечений», машин для розыгрышей, которые разбрызгивали воду на гостей, осыпали их мукой и бросали в груды перьев. Таким образом, Эден довёл проявление богатства и власти до беспрецедентной крайности.

Проект был начат графом Робертом II (1250-1302), которого, возможно, вдохновили путешествия по Средиземноморью. Он был продолжен и усовершенствован его дочерью, Матильдой д’Артуа, а позднее – Филиппом Добрым. На протяжении веков забавы становились изощрённее, а слава распространялась всё дальше и дальше.

Представьте, что вы оказались внутри замка. Вы пытаетесь открыть окно, а оно сначала брызгает на вас воду, а потом захлопывается. Вы листаете книгу баллад, а она внезапно бросает сажу вам в лицо. Вы бежите к зеркалу, чтобы посмотреть на себя, и вдруг с головы до ног покрываетесь мукой. Самым ужасным был следующий трюк: статуя кричит, приказывая вам бежать в соседнюю комнату во имя графа. Если вы слушались её, в соседней комнате огромный автомат бил вас палками. Также в замке был набор труб, которые «брызгали воду на дам снизу».

Посетители замка покидали его мокрые, покрытые с ног до головы мукой и сажей, с испорченной одеждой, макияжем и причёской. В таком случае, зачем они шли туда? Они боялись отказаться от приглашения графа? Или же им нравилось испытывать шок и смущение, так же, как мы восхищаемся американскими горками и домами с привидениями?

К сожалению, мы можем только догадываться. Эден был уничтожен войной в 1553 году, а вместе с ним и механизмы развлечений. Мы никогда точно не узнаем, как они работали и что именно побудило графа Роберта создать их в первую очередь. Несомненно, он был немного эксцентричным (например, он позволил своему ручному волку свободно бродить по близлежащей территории, поедая крестьянский домашний скот). Но достаточно ли этого, чтобы объяснить уникальность Эдена? Историки вынуждены обходиться тем, что есть – счетами за строительство машин, картами комплекса, скудными записями о впечатлениях посетителей – чтобы понять эту странность.

Окрестности замка могут пролить немного света на то, что было внутри него. Парк Эдена плавно перетекал в густой клин лугов, лесов и болот. На травянистых склонах паслись олени. В ручьях плескались карпы и лещи, а луга были усеяны клубникой. Это была земля изобилия.

Однако это изобилие было далеко от естественного. Ландшафт создавался человеческими руками; люди выкапывали пруды, возводили стены в дикой природе (чтобы защититься от природных хищников) и прокладывали тропы среди деревьев. Это была искусственная местность, созданная с такой же художественной и технической изобретательностью, как и любая из машин внутри замка.

Вдоль этих лесных троп располагались причудливые автоматы. За одним мостом следили механические обезьяны в барсучьей коже, которая придавала им «живой» вид. В павильоне размещались позолоченные механические птицы, которые превратили парк в своеобразную сказочную страну.

Граф Роберт II обожал рыцарские романы, наполненные упоминаниями о чудесных автоматах. Он отправлялся в незнакомую, наполненную магией местность и возвращался преображённым. В некотором смысле Эден был воплощением этих сказок. Их волшебство и даже повествовательная структура нашли отражение в его планировке и дизайне.

Комната «Золотое Руно» в Эдене представляла собой эту идею в микрокосмической форме. Блестящие фрески покрывали стены, освещая каждый момент сказки. Деревянная статуя отшельника рассказывала о том, как мифический древнегреческий герой Ясон путешествовал по странным, коварным землям в поисках Золотого Руна. Внезапно появлялась вспышка, и раздавался раскат грома. Дождь и снег падали с потолка. Складывалось впечатление, будто посетители попали в яростную бурю, которая потрясла корабль Ясона.

В парке Эдена царила рыцарская романтичная атмосфера. Возможно, замок с его механизмами развлечений был фаблио – литературный жанр, который отличается грубостью, вульгарностью и шутовством. Уничтожая одежду и обманом втягивая посетителей в унизительные ситуации, устройства замка срывали жёсткий наружный слой придворной этики. Тем не менее, как подразумевала комната «Золотое Руно», возможно, красота сада и унижения замка были не настолько разными, как казалось. Чтобы стать героем, как Ясон, вы должны были промокнуть. Трансформация требовала мучений или, по крайней мере, дискомфорта, в виде муки или сажи на лице.

ИСТОЧНИК