4 инноватора, которые не были музыкантами, но изменили мир музыки

15.05.2018

Многие инструменты, предложенные для покупки на сайте Muztochka.com, названы в честь человека, который их спроектировал и создал, или, в некоторых случаях, в честь того, кто их придумал. В списке наиболее популярных примеров - Moog, Taylor, Fender, Gibson, PRS, Ludwig, Gretsch и Steinway.

Мы знаем, что Боб Тейлор и Пол Рид Смит могут играть на гитарах со своими фамилиями на грифе. Также есть доказательства того, что Орвилл Гибсон был опытным музыкантом и в 1890-х годах играл на гитаре в квартете. Но не каждый успешный предприниматель, чеканящий свое имя на гитарном грифе, барабане или корпусе любого другого музыкального инструмента, был музыкантом.

Фактически, некоторые из ключевых новаторов и крупнейших игроков в индустрии музыкальных инструментов были вовсе не музыкантами. Движимые любовью к музыке и звуку, ремесленники и инженеры, не пытавшиеся овладеть музыкальным мастерством, новаторствовали и совершенствовали инструменты, которые мы знаем и любим.

Это истории четырех людей, которые не были музыкантами, но все же сильно повлияли на индустрию музыкальных инструментов.

Кристиан Фридрих Мартин-старший

В течение шести поколений члены семьи Мартин руководят компанией Martin Guitar, выпускающей одни из лучших акустических гитар в мире. История поколения начинается с Кристиана Фридриха Мартина-старшего, родившегося в 1796 году в семье производителей мебели.

Под влиянием своего отца Кристиан был очарован гитарой еще с подросткового возраста. Но поскольку самыми популярными инструментами в Германии были скрипки и виолончели, 15-летнему музыканту пришлось переехать в Вену, где он пошел в подмастерья к лучшему гитарному мастеру Европы - Йоханну Штойферу.  

Подумав, что в Америке появилось больше возможностей продавать свои гитары, в 1833 году Мартин перевез свою и семью в Нью-Йорк, где открыл собственный магазин. Пять лет спустя он купил восемь акров земли в месте, которое напомнило ему о холмах его родной Германии - г. Назарет, штат Пенсильвания. С тех пор фабрика Martin Guitar находится в Назарете.

Когда директора Музея и Архивов C.F. Martin and Company, Дика Боака, спросили о музыкальных способностях Кристиана Мартина, тот ответил: «Я подозреваю, что К. Ф. Мартин-старший имел практические знания о гитаре, мог играть некоторые основные аккорды и, конечно же, мог оценить тональное качество и удобство действия инструмента, что имеет важное значение для любого музыкального мастера».

Также Боак поделился, что незаурядный музыкальный талант в семье Мартина имела его жена Оттилия. Она искусно играла как на гитаре, так и на арфе, и часто выступала в Моравской церкви семьи.

Лоренс Хаммонд

Человек, который создал всемирно известный электрический орган Hammond, не имел музыкального образования, но Лоуренс Хаммонд признан одним из самых лучших инженеров и изобретателей 20-го века.

Хаммонду было всего 16 лет, когда он получил свой первый патент в 1911 году за улучшенный дизайн барометра. Получив степень в Корнелльском университете в области машиностроения, Хаммонд разработал морские двигатели, устройство для просмотра 3D-фильмов и даже таблицу электрического моста, которая автоматически перетасовывала карты.

Свой первый большой успех Хаммонд получил, разработав точный электродвигатель с электрическими часами, что привело к созданию компании Hammond Clock в 1928 году. Но к середине 1930-х годов Хаммонду понадобилось новое изобретение, чтобы сохранить свою компанию на плаву.

Воображение Хаммонда, любовь к церковной органной музыке и необходимость перепрофилирования компании стали решающими факторами для создания  гениального электрического органа Хаммонда.

Хотя Хаммонд не мог играть на органе, он окружил себя сотрудниками из самых разных музыкальных групп, чтобы те помогли ему протестировать и усовершенствовать свое амбициозное изобретение. Первый электрический орган был создан в 1935 году и продан легендарному джазовому композитору Джорджу Гершвину.

Сначала органы Хаммонда продавались церквям (для замены громоздких, дорогих трубных органов), аудиториям, аренам и футбольным площадкам.

Но в 1950-х годах Хаммонд создал модель B3, на которую обратили внимание  профессиональные музыканты. Широкий звуковой диапазон Hammond B3, который часто воспроизводился через динамики Leslie, стал популярным сначала в джазовых группах, а затем в R&B, роке, фанке, прогрессив-роке и практически во всех жанрах музыки в 1970-х годах.

Когда Хаммонд ушел из компании Hammond Organ в 1960 году, у него было 90 патентов. Еще 20 талантливый изобретатель успел получить до своей смерти в 1973 году.

Фредерик Гретч-старший.

Человек, который привел компанию Gretsch к беспрецедентному росту в течение 47 лет, имел дело с бизнесом, инновациями и даже банковскими услугами. Но у него не было ловкости для музыки.

Фреду Гретчу-старшему было всего 15 лет, когда он в 1895 году занял небольшой музыкальный магазин в Бруклине, Нью-Йорк. Его отец, Фридрих, начал бизнес в 1883 году, но неожиданно умер во время посещения семьи в Германии.

Молодой, амбициозный Гретч успешно развил семейный бизнес и возглавил строительство гигантского 10-этажного здания Gretsch на 60-м Бродвее в 1916 году.

К 1920 году компания Gretsch станет крупнейшим производителем музыкальных инструментов в США.

Всегда ищущему пути для совершенствования и инноваций, Фреду Гретчу-старшему приписывают изобретение производства барабанных обечаек по технологии многослойного расслоения дерева в 1920 году. Это было существенное улучшение по сравнению с обработкой паром, поскольку технология позволяла сохранять идеально круглую форму, а барабаны становились более легкими и прочными.

Эта инновация вскоре стал отраслевым стандартом и до сих пор используется производителями барабанов.

Возглавляя музыкальный бизнес своей семьи, Фред Гретч также занимался банковским делом, которому уделял столько же времени, сколько и музыкальной индустрии. В 1930 году Гретч был назначен вице-президентом Lincoln Savings Bank в Бруклине и стал президентом банка в 1940 году.

Два года спустя - и спустя 47 лет, в качестве президента компании Gretsch - Фред-старший ушел в отставку и передал бразды правления своему старшему сыну, Фреду-младшему.

Лео Фендер

Многие знают, что Кларенс Лео Фендер не мог поиграть на разработанных им же

новаторских электрогитарах и усилителях. Хотя Фендер в свое время взял несколько уроков фортепиано и саксофона, эти инструменты его совсем не увлекли.

Но у Лео был дядя, которого стоит поблагодарить за то, что помог мальчику найти его настоящую страсть.

Когда Лео Фендеру было 14 лет, он был очарован радио, которое его дядя сделал из запасных частей. Радио все еще было новым изобретением в начале 1920-х годов, и его громкий звук произвел на подростка неизгладимое впечатление. Фендер узнал все, что мог о радио и электронике, и вскоре ремонт радиоприемников спревратился в его хобби.

В 1930 году Фендер окончил колледж со степенью в области бухгалтерского учета и работал бухгалтером почти в течение десятилетия. К счастью для музыкального мира, во Время Великой Депрессии Лео, как и множество других бухгалтеров, был уволен. Разочаровавшись в бухгалтерии, Фендер решил вернуться к своему подростковому хобби и вновь заняться ремонтом радиостанций и усилителей.

В 1938 году Фендер заимствует $ 600 и открывает небольшой магазин по обслуживанию радио «Fender Radio Service». Увидев недостатки усилителей и систем PA, которые он ремонтировал, инженер-самоучка начал разрабатывать и создавать свои собственные.

Вскоре местные музыканты начали приходить за громкоговорителями и усилителями для акустических гитар. В то время в кантри музыке становятся популярными электрические «Haiwaiia» и «lap steel» гитары. Фендер решает приступить к совершенствованию электрогитар.

Весной 1950 года Фендер представил Esquire - первую цельнокорпусную гитару массового производства. Вскоре последовал Telecaster, потрясающий Precision Bass и футуристический Stratocaster. Это было всего лишь вопросом времени, прежде чем инструменты, разработанные Лео Фендером, инженером-бухгалтером, начали в корне менять музыку и, в свою очередь, популярную культуру.

Несмотря на то, что он не был музыкантом, Лео Фендер был введен в Зал славы рок-н-ролла в 1992 году. Когда Rolling Stones были введены в 1989 году, Кейт Ричардс, почитающий Фендера, сказал: «Спасибо Богу за Лео Фендера, который делает инструменты, на которых мы играем!»