История. Бабиновская дорога

Бабиновская дорога 200 лет прослужила главным путем в Сибирь. По этой дороге шли русские землепроходцы. Ерофей Хабаров, Владимир Атласов и многие другие. По этой дороге Россия перетекает в Сибирь и разливается до Тихого океана. Как будто перед плотиной копился, копился народ и, прорвавшись, за 100 лет разлился до самой Камчатки.

Первопроходцами новых рубежей страны были северные русы — поморы. Они не были порабощены и соответственно имели свободу перемещения. Это были люди особого склада. Мужественные, выносливые, закаленные суровым северным климатом. Это были выходцы из Сольвычегодска, Великого Устюга, Тотьмы, Каргаполя и других поморских городов. Самобытная северная русская культура, обычаи, образ жизни перетекали в Сибирь. Например валенки у нас стойко ассоциируются с Сибирью, а между тем их родина — Великий Устюг.

По этой дороге шли и каторжники среди которых были известные личности: мятежный протопоп Аввакум, Ганнибал — прадед Пушкина, который был отправлен в Томск в 1727 году вскоре после смерти Петра за то, что примкнул к группе недовольных возвышением Меншикова. А затем и сам светлейший князь Меньшиков.

Как это начиналось: Урал, конец XVI века. Ермакова дорога в Сибирь через Чердынь и по северным рекам в 2000 верст очень неудобная и царь Федор Иоанович приказывает отыскать другую.

Жили в деревне Усолка Соликамского уезда Артемий и Фома — родные братья. Но они поссорились из-за жены Артемия. Такой возник у них любовный треугольник. Оттого-то и получили кличку Бабины. Из-за бабы поссорились.

Артемий выследил вогулов как они ходят на западную сторону хребта с восточной совершать свои обряды в Чаньвинскую пещеру. Он шел, отмечая путь ломаными ветками. Если бы они его заметили, то наверняка бы убили. И Артемий вызвался показать Чердынскому воеводе путь через Уральские горы. Воеводе не понравилась кликуха Бабин и он предложил добавить -ов, получилось Бабинов. Был создан отряд из 40 человек, и за 2 года они построили дорогу в 260 верст, в 7 раз короче прежней. И стала она называться Бабиновская государева дорога. Камск-Тавда-Верхотурье. Через определенное расстояние ставили ямы — ямские деревни. Отсюда и название новой профессии — ямщик.

В награду Бабинов получил царскую грамоту на управление этой дорогой, освобождение от податей, т.е. налоговые льготы, чтобы он ее обустроил и получал дивиденды за это. С 1595 по 1597 год продолжалось строительство дороги: расчистка и прокладка мостов через встречающиеся реки и ручьи, строительство застав — станций для смены лошадей и отдыха. В 1597 году Нером-Кар переименовали в Верхотурье и начали строить город, посадили там воеводу и воинский гарнизон.

Бабиновская дорога имела длину 260 верст. Получается, что это русская платная дорога 17 века, отданная частнику в концессию. Новую сибирскую дорогу в народе так и назовут — Бабиновский тракт. В том же 1597 году впервые отправили в Сибирь ссыльных 50 человек угличан, обвиненных в убийстве царевича Дмитрия. Они отправились на строительство и поселение в город Пелым.

Вначале Бабиновская дорога могла использоваться только зимой, когда замерзали болота, реки. Но позднее ее как-то замостили, продолжили расчистку от пней и кореньев, расширили. Движение стало круглый год. На недавно обретенные земли за Камнем надо было везти практически все: соль, порох, хлеб, ткани и т.д. и во все возрастающих объемах. Везли казну, почту, хлебные припасы для сибирских поселенцев. Можно сказать это была дорога жизни. По этой дороге прошли тысячи крестьян и посадских людей, чтобы найти свободу и заработок.

Почти 200 лет это был единственный путь между Европой и Азией. Бабиновская дорога открыла не только путь в Сибирские просторы, но и новую эпоху в истории Русского государства. Только в 1735 году была построена дорога на Екатеринбург и Бабиновский тракт утратил свое значение. А в 1763 году ее и вовсе закрыли.

Теперь Бабиновский тракт давно заброшен и порос лесом. По нему можно проехать только на вездеходе.