Что скрывает пепел Санторини или сокровища исчезнувшей цивилизации

26 June

Продолжение. Читайте 1-4 части:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Продолжаю знакомить вас с экспонатами выставки «Помпеи vs Санторини», которую мы посетили в Риме в этом году. Выставка была посвящена двум величайшим трагедиям человечества, связанным с извержениями супервулканов.

В первой статье о Великом Минойском извержении уже упоминалось древнее поселение Акротири, погребенное на острове Санторини под толстым слоем пепла многие века назад. Сегодня речь пойдет о находках, обнаруженных учеными.

Информационный стенд об извержении на острове Санторини
на выставке «Помпеи vs Санторини»
Информационный стенд об извержении на острове Санторини
на выставке «Помпеи vs Санторини»

Первое знакомство с уникальными шедеврами Акротири произошло у нас в Национальном Археологическом музее Афин. Трудно представить, что этим сокровищам более 3680—3700 лет, если предполагать, что одно из самых разрушительных извержений вулкана в истории произошло примерно в 1660 году до н.э.

История раскопок

Люди жили на острове Санторини (ранее назывался Стронгили или «круглый») примерно с 5-го тысячелетия до н.э., о чем могут свидетельствовать находки археологов, в том числе найденная здесь керамика. А в 3200 — 2000 годах до н.э. здесь уже существовало поселение, население которого в Среднекикладский период и вплоть до катастрофы сильно выросло — примерно до 30000 человек. Уровень развития общества и жизни на Стронгили был довольно высокий. Велика вероятность того, что прогресс пошел бы еще дальше, если бы не ужасная катастрофа в XVII веке до н.э., которая уничтожила все живое на острове и добралась до соседних островов Киклад и Крита. Есть предположение историков, что жизнь вернулась на Тиру только в XIII веке до н.э.

Район Акротири на острове Санторини
Район Акротири на острове Санторини

У острова в прошлом было много названий, которые упоминаются в трудах историков, летописцев и ученых: Тевсия, Стронгили, Филотера, Риния (Ринея), Калаврия, Каллисти, Тирасон или Фирасон, во времена турецкого владычества — Демерзик («маленькая мельница») и др. Но однажды на остров высадился Кадм, сын Агинора, который искал похищенную Зевсом Европу, и так и остался жить на острове. Восемь поколений его потомков, а также сопровождавших его финикийцев прожили здесь до прибытия их дальнего родственника Тира с другими беглецами из Спарты. Здесь они и основали новое поселение, которое назвали Тира (Фира). Это название остров Санторини носит и сегодня. Но не будем отвлекаться. Об истории острова можно почитать в путеводителе по Санторини.

Первые раскопки начались на острове Санторини после освобождения Греции от многовекового Турецкого ига в XIX веке. В 1956 году в местечке Камари, где сегодня любят отдыхать туристы со всего мира, случайно обнаружили надписи времен правления Рима, что помогло выстроить ассоциацию с древней Ия.

Вид на гору из деревни Камари на острове Санторини
Вид на гору из деревни Камари на острове Санторини

Первые находки были обнаружены благодаря добыче на острове земли, которая помогла удалить верхний исторический слой почвы на Санторини. Были обнаружены древние постройки, и в 1866 году врач Д. Номико, и позже французский геолог Ф. Фуке начали проводить на острове раскопки, в том числе недалеко от Акротири. Ученые обнаружили древний город Тиру на горе Меса Вуно. Но в XX веке интенсивность работ сошла буквально на нет, и раскопки возобновились только во второй половине XX столетия силами Греческой Археологической Этерии во главе с Н. Зафиропулосом, обнаружившим древний некрополь Селлады.

Платон «Диалоги с Тимеем» (издание прим. 1492 г.), где Платон рассуждает о затонувшем континенте Атлантиде. Споры о связи острова Санторини с пропавшей Атлантидой не утихают до сих пор, ведь история Атлантиды очень сильно напоминает судьбу острова Санторини, который также перенес череду мощных землетрясений, и однажды его практически целиком поглотила морская пучина. Археолог Спиридонас Маринатос, проводивший раскопки Акротири, был сторонником этой версии.
Фото автора с выставки «Помпеи vs Санторини», Рим, 2020 год
Платон «Диалоги с Тимеем» (издание прим. 1492 г.), где Платон рассуждает о затонувшем континенте Атлантиде. Споры о связи острова Санторини с пропавшей Атлантидой не утихают до сих пор, ведь история Атлантиды очень сильно напоминает судьбу острова Санторини, который также перенес череду мощных землетрясений, и однажды его практически целиком поглотила морская пучина. Археолог Спиридонас Маринатос, проводивший раскопки Акротири, был сторонником этой версии.
Фото автора с выставки «Помпеи vs Санторини», Рим, 2020 год

1967 год можно назвать отправной точкой в раскрытии тайн древнего города Акротири. За работу принялся греческий археолог Спиридон Маринатос. Именно это место привлекло ученого на Санторини, так как здесь было прямое сообщение с островом Крит, а также абсолютно равнинный характер местности и огромное количество осколков керамики в верхнем слое почвы, которая постоянно подозрительно проваливалась под тяжелыми гужевыми повозками. Последняя причина стала решающей для начала археологических раскопок именно в этом районе острова. И Маринатос не ошибся.

Раскопки Акротири, 1968 год. Христос Думас и известный археолог Спиридон Маринатос (справа)
Фото: открытые источники
Раскопки Акротири, 1968 год. Христос Думас и известный археолог Спиридон Маринатос (справа)
Фото: открытые источники

Но в 1974 году произошла трагедия. Ученый погиб под завалами на раскопках Акротири. Раскопками стал руководить Христос Думас.

Музей под открытым небом был долго закрыт для посетителей. Нам не удалось пока посетить это место. В 2005 году здесь произошло обрушение крыши, которая служила навесом для всего объекта, в результате чего случилась трагедия и погиб один из посетителей. Было принято решение закрыть раскопки для экскурсантов. С 2012 года Акротири снова открылся после ремонта, но раскопки здесь долгое время не проводились из-за мизерного финансирования. Это очень странно, учитывая популярность острова и, уверена, его финансовую состоятельность. Приятно было узнать, что главным спонсором раскопок Акротири стала российская IT компания Евгения Касперского.

Христос Думас
Фото: Vangelis Zavos
Христос Думас
Фото: Vangelis Zavos

Исследование древнего города Акротири стало основой для изучения цивилизаций Кикладского и всего Эгейского региона IV-II тысячелетий до н.э. Город был покрыт слоем пепла шириной 15 м, что помогло сохраниться постройкам в идеальном состоянии для будущих поколений, а щадящая методика проведения раскопок и профессиональная работа реставраторов сохранили для нас артефакты, которые продолжают рассказывать нам о жизни горожан.

По данным археологов, на сегодняшний момент обнаружена только ½ часть города (примерно 10 акров), которую ученые продолжают изучать. Другие 10 акров скрыты под землей и пеплом.

Как жили и чем занимались жители Акротири

На самом деле, поселение Акротири имело тогда совсем другое название, но мы его скорее всего вряд ли когда-нибудь сможем узнать, поэтому ученые обозначили его как близлежащий населенный пункт — Акротири.

Крокус растет на Санторини повсеместно. Сбор шафрана — одна из самых популярных тем в изобразительном искусстве Санторини и часто встречается на фресках, найденных в Акротири.
Крокус растет на Санторини повсеместно. Сбор шафрана — одна из самых популярных тем в изобразительном искусстве Санторини и часто встречается на фресках, найденных в Акротири.

Большое влияние на жизнь Санторини и города Акротири оказало соседство с островом Крит, с которым остров активно вел торговлю, а также имел тесные политические и культурные связи, сыгравшие решающую роль в его развитии. В Среднекикладский период город Акротири становится крупным портом и развивает сотрудничество с другими Кикладскими островами, а также Додеканессом, материковой частью Греции, Сирией, Палестиной, Египтом.

Фреска с изображением рыбака
Фреска с изображением рыбака

Поселение было расположено на равнине, что дает нам повод полагать, что в Акротири было отлично развито земледелие и животноводство. А здешний, скрытый от сильных кикладских ветров мельтеми, близко расположенный берег являлся прекрасной гаванью для торговых кораблей и рыбацких лодок. Гаваней, к слову, было две. Одна сохранилась до наших дней. Здесь и сейчас можно увидеть много рыбацких лодок.

Гавань в районе деревушки Акротири
Гавань в районе деревушки Акротири

Акротири был густо населен и застройка здесь была довольно плотная. Кварталы города были изрезаны сетью дорог из брусчатки, а город, как и в Помпеях, имел отличную для тех давних времен канализацию. Канализационные трубы были обнаружены даже на верхних этажах домов, а ведь дома тут были двух и трехэтажные! Обнаруженные здания построены из камня, скрепленного деревянными балками. На верхних уровнях сделаны огромные окна, позволяющие освещать весь дом. Дома не похожи на дворцы на Крите. Это скорее особняки. С улицы вели мощные парадные лестницы, а внутри их встречала еще одна внутренняя лестница. В каждом доме было «святилище», где перед алтарем домочадцы могли помолиться своим богам и идолам, а также совершить религиозный культ или ритуальную трапезу. Дома были окрашены в синий (цвет богини-владычицы) и оранжевый (цвет царя и солнца) цвета (мужское и женское начало).

Огромный моллюск
Огромный моллюск

Город постоянно страдал из-за непрекращающихся землетрясений, дома приходилось часто перестраивать. В те времена уже имели хорошее представление о строительстве с учетом сейсмоопасности — здесь были обнаружены остатки огромных деревянных балок, служивших устойчивыми перекрытиями.

Ритоны быкообразной формы, XVII век до н.э.
Музей Доисторической Тиры
Ритоны быкообразной формы, XVII век до н.э.
Музей Доисторической Тиры

Всем известно, что на Санторини делают лучшее вино, так как вулканическая почва способствует выращиванию идеального винограда для виноделия. В вине, получается, хорошо разбирались и древние жители острова.

Винный пресс. Поздний I Кикладский период, Санторини,
Археологические раскопки Акротири
Винный пресс. Поздний I Кикладский период, Санторини,
Археологические раскопки Акротири

Находки в Акротири подтверждают высокий культурный и общественный уровень жизни островитян. Нам мало что известно об управлении, автономности или подчинении острова другим регионам Греции, а также его политическом устройстве, ведь пока ученым не удалось найти какие-либо свидетельства об этом, а также не найден ни один дворец, принадлежавший местным органам власти. Возможно, что все впереди! Но по домам зажиточных горожан можно быть уверенными, что уровень жизни здесь был очень высоким и соответствовал городскому.

Ванная
В Акротири ванную принимали сидя. Такие сосуды были найдены во многих домах в Акротири.
Поздний I Кикладский период
Раскопки Акротири
Ванная
В Акротири ванную принимали сидя. Такие сосуды были найдены во многих домах в Акротири.
Поздний I Кикладский период
Раскопки Акротири

Кроме животноводства, рыболовства и сельского хозяйства, здесь было развито ткачество, которым занимались женщины. Они красили нити в разные яркие цвета, используя природные красители, а также ткали великолепные ткани. Здесь жили отличные ремесленники, плотники, мастера по дереву и металлу, а также строители и художники.

По найденным окаменелым остаткам еды можно предположить, что основной пищей на Тире были злаковые и бобовые. Горожане ели горох, бобы, просо, ячмень, а также различное мясо (баранина, козлятина, свинина) и рыбу, виноградных улиток и морских ежей. Возможно, что шафран также использовался в пищу и как лекарство, а также здесь находили кунжут.

Безусловно, в рационе обязательно присутствовало оливковое масло и оливки, которые выращивали и умели готовить здесь с древних времен.

Религия

Важное божество для островитян — минойская богиня Потния Фирон (Госпожа Зверей). Ее обычно изображали на фресках, восседающую на трехстороннем пьедестале. Она принимала дары от жриц в виде крокусов. Потния Фирон — трехмерное божество, в котором на самом деле не одна, а три богини: змея (богиня подземного мира), обезьяна (богиня земного мира), стрекоза (небесная богиня). Посмотрите, как богато украшена ее одежда и тело драгоценностями с изображением божественных птиц, насекомых и зверей.

Госпожа Зверей, Акротири
Фото: theramblingepicure.com
Госпожа Зверей, Акротири
Фото: theramblingepicure.com

Шафран имел большое религиозное значение в Греции и был роскошью в Персии. Его преподносили финикийцы богине Астарте, египтяне оставляли коробочки с шафраном в усыпальницах своих фараонов. Сегодня его продолжают выращивать на Санторини. Сбор шафрана это довольно трудоемкий процесс, поэтому эта пряность является самой дорогой.

Вера на острове основывалась на временах года и цикличность была равна году. Возможно, что жители острова понимали опасность, исходящую из недр Тиры, что заставляло их поклоняться идолам и верить в магическую силу природы. Главной богиней была Великая Матерь — супруга Нового Бога, который умирал и воскресал каждый год весной. Если внимательно присмотреться к фреске «Весна», то станет понятна важность этого магического времени года для жителей Тиры.

Подтверждением языческого вероисповедания на острове Тира являются найденные здесь жертвенные костры с останками крупного рогатого скота и большого количества рогов.

В Акротири есть место, которое ученые обозначили как Ксести 3, где были найдены «бассейн очищения» и «святилище», что говорит о том, что здесь был городской храм. Богине поклонялись, жрицы преподносили ей культовые крокусы и дары. Подросткам проводили религиозный ритуал посвящения во взрослую жизнь. В городе проводили разные религиозные праздники, о чем свидетельствуют найденная настенная живопись. В разных частях Акротири были найдены огромные каменные рога, похожие на минойские. Возможно, они выполняли своеобразную роль оберегов. Явно религиозные обычаи на Тире были схожи с минойскими — они поклонялись тем же идолам и богам. Это свидетельствует об очень тесных связях между Критом и Тирой.

Сокровища Акротири

Тот факт, что не было найдено на месте раскопок никаких драгоценностей и украшений, дает ученым сделать вывод о том, что жители Санторини успели покинуть остров до катастрофического извержения вулкана. Была найдена единственная золотая статуэтка козерога, которая была спрятана под полом одного из домов. Возможно, ее использовали как часть религиозного обряда жертвоприношения.

Золотая статуэтка козерога. Статуэтка была помещена в деревянный футляр, который, по понятным причинам, не сохранился. Он был найден в урне из глины, которая бы засыпана большим количеством бараньих и других рогов.
Санторини, Музей Доисторической Тиры
Фото: открытые источники (vk.com)
Золотая статуэтка козерога. Статуэтка была помещена в деревянный футляр, который, по понятным причинам, не сохранился. Он был найден в урне из глины, которая бы засыпана большим количеством бараньих и других рогов.
Санторини, Музей Доисторической Тиры
Фото: открытые источники (vk.com)

Скульптура козерога была изготовлена по утерянной сегодня технологии с использованием чеканки. Можно предположить, что козерог был изготовлен намного раньше трагических событий на Санторини и передавался от деда внуку многие годы. Козерог однозначно имел религиозное значение и был символом поклонения в семье.

Фрески

Когда открывались двери в помещение, то у входящего создавалось впечатление, что стены исчезали, а на их месте появлялись портики с колоннами. Этот эффект встречается в минойских дворцах на Крите и возникает благодаря стереометрии фресок. Строители на Тире явно получили некоторые знания у специалистов с Крита, так как многие дома построены по аналогии с критскими.

Фрески являются одними из самых важных находок во время проведения археологических раскопок, так как через изобразительное искусство мы в полной мере можем узнать, как жили люди в те давние времена, каким богам молились, что ели, чем занимались в повседневной жизни, с кем дружили и с кем воевали, какие животные обитали в этом месте и на каких животных и птиц охотились жители. Во всех домах, где были найдены фрески, были обнаружены более древние слои с настенной живописью.

«Боксирующие мальчики»

Фреска «Боксирующие мальчики» с улицы Тельхинов, Национальный Археологический музей г. Афин
Фреска была обнаружена на одной из стен внутреннего помещения BI (Бета I) здания B («Дом Антилоп») — богатого частного дома в Акротири.
Фреска «Боксирующие мальчики» с улицы Тельхинов, Национальный Археологический музей г. Афин
Фреска была обнаружена на одной из стен внутреннего помещения BI (Бета I) здания B («Дом Антилоп») — богатого частного дома в Акротири.

На фреске выше мальчики практически полностью обнажены, на теле только набедренная полоска из ткани, а также многочисленные украшения с голубыми камнями, в том числе увесистая серьга из золота, что говорит о высоком статусе «боксеров». Кисти у мальчиков обмотаны тканью «хироктио», которая выполняет роль боксерских перчаток, защищающих кисти рук. Посмотрите на обритые головы с оставленными несколькими локонами — чем не Костя Дзю. Лысину, кстати, всегда писали голубым цветом.

«Фреска с антилопами»

Это одна из самых известных фресок Акротири. Посмотрите, как грациозны и пластичны животные. Художник мастерски поработал с красками, визуально поделив «полотно» на две части. На фреске изображены антилопы Oryx Beisa — их изображение также часто писали живописцы в Египте.

«Фреска с антилопами»
«Фреска с антилопами»

Археологи уверены, что все фрески в Акротири имели религиозный характер и были расположены в местах, где проводились культовые церемонии. «Фреска с антилопами» была расположена в одном помещении с «Боксирующими мальчиками». Историки полагают, что это «не просто детская игра: за схваткой скрывается идея агона, столь характерного для жизни и искусства древних греков» (А. И. Немировский). Фреска показывает, что «агон был характерен и для сознания догреческих обитателей Эгеиды, при этом её художники сумели передавать его с тонкостью и изяществом, на которую не были способны греческие живописцы и ваятели». Композиция была увенчана декоративным фризом из стебля и листьев плюща.

Антилопы были изображены на восточной (две) и на северной стене — по одной с каждой стороны окна.

Фреска «Весна» из Акротири
Национальный Археологический музей г. Афин
Фреска «Весна» из Акротири
Национальный Археологический музей г. Афин

Фреска «Весна»

Фреску обнаружили одной из первых и она была в идеальном состоянии, практически полностью сохранилась. Фреска занимает три стены. Легко узнаваема природа Санторини и прекрасные лилии на вершинах утесов. А парящие целующиеся ласточки на фреске говорят о наступлении весны, поры любви и возрождения.

Конечно, фрески, обнаруженные в Акротири и Помпеях это не совсем те фрески, которые мы привыкли видеть в церквях и соборах. Техника нанесения штукатурки и красок была несколько другая. Поверхность шлифовали сотней гладких вулканических камней, которые находили здесь же на побережье. Их было множество в домах в Акротири. Краски использовали натуральные и самые стойкие:

Белый цвет — известь

Красный цвет — оксид железа

Черный цвет — уголь

Желтый цвет — охра

Голубой цвет — кремний с окислами меди и извести

Фиолетовый цвет — из пурпурной улитки

Мужчины на фресках всегда изображены красным цветом, а женщины белым. Ноги и лица героев — в профиль. Неоспоримо сходство с искусством минойского Крита и найденными фресками того же Кносского дворца под Ираклионом. Но надо признать, что фрески с Санторини отличаются утонченностью и изяществом, естественностью и непринужденностью, чего не хватает статичному минойскому искусству Крита.

Фреска «Обнаженный юноша», Поздний I Кикладский период, Санторини, Археологические раскопки Акротири
Фреска «Обнаженный юноша», Поздний I Кикладский период, Санторини, Археологические раскопки Акротири

«Фреска с женскими фигурами»

Эта фреска одна из самых интересных и культовых находок. На фреске показан женский обряд инициации. Согласно древнегреческому мифу, дочь богини Деметры Персефона сорвала цветок нарцисса, земля развезлась под ее ногами и из глубин тартара явился грозный бог Аид и похитил ее. Этот миф был известен и минойцам. Именно его повторяли девушки в Святилище крокусов в Акротири. На фреске «Собирательницы шафрана» девушки срывают цветы и подносят богине. На фреске ниже мы видим слева девушку с бусами, которая уже прошла инициацию (после этого дама носила высокую прическу). Она несет ожерелье богине.

Фреска с женскими фигурами
Поздний I Кикладский период,
Музей Доисторической Фиры
Фреска с женскими фигурами
Поздний I Кикладский период,
Музей Доисторической Фиры

Рассмотреть фреску в деталях можно на фотографиях ниже:

Грудь у женщин на фресках всегда обнажена, они носят длинные красочные многослойные юбки. Волосы у всех преимущественно длинные. Они красиво уложены и украшены заколками, тканью, бусами или лентами.

Все женщины на фресках носят массивные украшения с камнями.

На заднем плане мы видим растущий крокус (шафран)
На заднем плане мы видим растущий крокус (шафран)
На фреске изображена девушка, которая испытывает сильную боль. Ученые предполагают, что она поранилась, собирая шафран, и держится от боли за голову. Из ноги течет кровь, а подруги ведут ее к святилищу и богине, восседающей на тройной платформе.
На фреске изображена девушка, которая испытывает сильную боль. Ученые предполагают, что она поранилась, собирая шафран, и держится от боли за голову. Из ноги течет кровь, а подруги ведут ее к святилищу и богине, восседающей на тройной платформе.
Девушка с бритой головой, еще не прошедшая обряд инициации, танцует, завернувшись в тонкую ткань
Девушка с бритой головой, еще не прошедшая обряд инициации, танцует, завернувшись в тонкую ткань

Обряд срывания крокусов — ритуал, в котором участвуют исключительно девушки, достигшие брачного возраста. В Святилище крокусов проходило их посвящение — они перевоплощались из детей в женщин.

Любопытно, что возраст дам на фресках можно узнать по цвету глаз: молодым женщинам прожилки в глазах рисовали синей краской, а пожилым — красной.

Обратите внимание, что животные на фресках очень часто изображены голубым цветом.

Фреска "Ваза с лилиями
"Лилии — символ непобедимой силы возрождения природы
Поздний I Кикладский период
Музей Доисторической Тиры
Фреска "Ваза с лилиями
"Лилии — символ непобедимой силы возрождения природы
Поздний I Кикладский период
Музей Доисторической Тиры

Фреска «Молодой рыбак»

Какой улов рыбы Корифены большой у мужчины на фреске ниже! Он очень доволен собой. А прическа ничем не отличается от причесок юных боксеров на фреске выше. Значит он молод. На шее у него отчетливо видны бусы.

Фреска "Молодой рыбак
"Поздний I Кикладский период
Музей Доисторической Тиры
Фреска "Молодой рыбак
"Поздний I Кикладский период
Музей Доисторической Тиры

«Фреска с рекой»

На фресках из Акротири мы очень часто встречаем изображения лилий, крокусов и папирусов, диких животных и райских птиц, в том числе ласточек, львов, телят, коз, оленей, обезьян и уток. Лилии и папирусы очень часто встречаются и в критском искусстве.

Панорамная «Фреска с рекой», на которой можно увидеть множество животных и диковинных растений.
Фреску в деталях можно рассмотреть ниже:
Панорамная «Фреска с рекой», на которой можно увидеть множество животных и диковинных растений.
Фреску в деталях можно рассмотреть ниже:

Предметы быта жителей Акротири

Катастрофа произошла неожиданно для жителей Санторини, но что-то их напугало настолько, что пришлось эвакуироваться, бросив все нажитое и взяв только самое ценное с собой в дальний путь. Ученые смогли увидеть пространство «живым», как будто хозяева только что покинули свои жилища. Представим, что где-то только что жарили сувлаки и пили вино, а здесь мама, покормив, собиралась уложить малыша спать, мастер пытался замазать трещину на разрушенной землетрясением стене и починить канализацию, кто-то молился идолу перед домашним алтарем, мельник только что закончил перемалывать очередную партию гороховой муки, а пекарь испек свежий хлеб, но отведать его уже не удастся никому в Акротири... Нужно спасаться!

Голова свиньи
Голова свиньи

На мельнице были обнаружены корзина с рыбой и морскими ежами. Особый интерес вызвали найденные в Акротири деревянные погремушки в виде человеческих рук, которые использовали как музыкальный инструмент. Это настоящее чудо, что такие уникальные вещи удалось спасти! Люди жили обычной жизнью, а вулкан заставил всех, бросив все, немедленно спасаться бегством на кораблях.

Среди большого количества обнаруженных предметов быта большую долю занимали именно керамические сосуды. Как и на других островах Греции, в том числе на Кикладах, сосуды можно поделить не только по их происхождению, а также по их функциональности. Их более 50 видов.

В верхнем ряду на фотографии ниже хочется отметить крайний правый очень изящный сосуд. Он называется рамфостопрохос. Он красиво украшен спиралями, центры которых отмечены белым.

Удлиненные сосуды для повседневного использования кимвы найдены только в Акротири (см. середина, второй ряд).
Музей Доисторической Тиры
Национальный Археологический музей
Удлиненные сосуды для повседневного использования кимвы найдены только в Акротири (см. середина, второй ряд).
Музей Доисторической Тиры
Национальный Археологический музей
Слева: Пифосы
Музей Доисторической Тиры
Слева: Пифосы
Музей Доисторической Тиры
Шафран и лилии встречаются на многих керамических изделиях Киклад
Музей Доисторической Тиры
Шафран и лилии встречаются на многих керамических изделиях Киклад
Музей Доисторической Тиры
Дельфины и морской мир
Дельфины и морской мир

Тирская глина имеет характерный цвет с ярким желтым оттенком. На сосудах часто можно найти изображения дельфинов, крокусов, лилий, винограда, мирты, колосьев, ласточек, коз, кошек, а также характерные для Киклад того времени геометрические орнаменты. Но людей на вазах вы скорее всего не найдете.

Искусно сделанные трехногие столики с красивыми кикладскими узорами
Искусно сделанные трехногие столики с красивыми кикладскими узорами

Двухцветные сосуды, которые изготовили в геометрический период в материковой Греции, легко узнать по многочисленным спиралям, тонким линиям, геометрическим фигурам и орнаментам в сочетании с растениями (мирт, плющ, каперсы, крокусы) и животными.

Сосуды местного производства отличаются простотой, но здесь огромное многообразие форм: пифосы, ритоны, амфоры, киамфы, пифамфоры, прохи, хитры, вазы для цветов и фруктов, итмы и т.д.

Ниже на фотографии каменные мельницы для зерновых
Ниже на фотографии каменные мельницы для зерновых
Гипсовый слепок резного трехногого деревянного стола из Акротири
Гипсовый слепок резного трехногого деревянного стола из Акротири
Пифосы (верхний ряд)
Пифосы (верхний ряд)
Обратите внимание: справа можно увидеть специальный мангал из камня с деревянными шпажками для приготовления сувлаки. А над мангалом керамические переносные печи.
Обратите внимание: справа можно увидеть специальный мангал из камня с деревянными шпажками для приготовления сувлаки. А над мангалом керамические переносные печи.
Пифосы
Пифосы
Пифосы
Пифосы

Ниже на фотографии изображен характерный для Киклад сосуд с изображением женского тела (отлично видна грудь). Изящество формы подчеркивает тонкое горлышко, на котором вы можете увидеть многочисленные украшения. Часто на мастопрохосах рисовали серьги. Скорее всего этот сосуд с одной ручкой предназначался для подачи напитков и вина.

Мастопрохос
Мастопрохос

На этом «женском сосуде» мастопрохос можно рассмотреть сережки. А как изогнулась шея у «девушки»! Здесь же изображена ласточка — символ весны и любви.

Мастопрохос
Мастопрохос
Мастопрохос
Мастопрохос
Конический ритон
Конический ритон
Кувшин с крестами
Поздний I Кикладский период
Музей Доисторической Тиры
Кувшин с крестами
Поздний I Кикладский период
Музей Доисторической Тиры
Огромные пифосы для транспортировки различных жидкостей и продуктов
Огромные пифосы для транспортировки различных жидкостей и продуктов

Итмопиксиды (благовонницы) часто встречались как на Кикладах, так и на Крите. Это устойчивый сосуд для приготовления ароматических масел. Сосуд ниже украшен спиралями и крокусами.

Итмопиксид
Итмопиксид
Бронзовый кувшин
Бронзовый кувшин
Каменные мельницы
Каменные мельницы
Печь
Печь
Амфора
Амфора
Конический ритон
Конический ритон
Пифос
Пифос

Читать статью полностью в оригинале на сайте https://mysecretplaces.ru/akrotiri/

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, страницы в соцсетях (см. на моем сайте https://mysecretplaces.ru ) и заходите на мой сайт о путешествиях по Европе!
Спасибо за лайки и репосты!
Читать также:

АКРОТИРИ ВУЛКАНЫ ГРЕЦИЯ ИСКУССТВО ИТАЛИЯ КИКЛАДСКОЕ ИСКУССТВО КИКЛАДЫ МУЗЕИ ПОМПЕИ САНТОРИНИ