Почему мы боимся выбора?

Вы знаете, что сознание человека строго ограничено в части принятия решений? Количественно. У человека есть определенный потенциал по количеству актов выбора. Определенное число решений он принимает, несколько раз подряд делает выбор и устает, ему надо отдохнуть - выбор отнимает силы.

В книге "Футурошок" Алвин Тоффлер анализирует эту особенность сознания с точки зрения экономической. Приводит в пример руководителя высокого уровня, который вынужден ежедневно принимать решения и от этого устает. Именно поэтому выбирая программу отдыха он всегда будет склоняться к режиму "отдых под ключ" - когда за него сделали выбор гостиницы, культурной и развлекательной программы - меньше всего на отдыхе он хочет принимать решения. Тоффлер называет это "проблемой сверхвыбора".

И, заметьте, это тренированный в смысле выбора западный человек. Выбор ему приходится принимать с раннего детства - тестовая система в школах, огромный ассортимент всего и поток противоречивой рекламы со всех сторон тренирует "выборные рецепторы". И, тем не менее, определенное количество принятых решений становится для подготовленного западного человека критическим.

Русского человека на протяжении веков отучали делать выбор. За него принимали решения цари, императоры и генеральные секретари. Советского человека оставляло без выбора не только руководство, но и магазины - одна модель штанов, один сорт сыра и один магнитофон с одной песней. Наверно, поэтому советский человек, в отличие от западного, всегда так тянулся к дикому отдыху - туристическому, в палатках, в горах. К такому типу отдыха, где ему надо было принимать решения - ему этого страшно не хватало.

И вот наступило время, когда стало можно принимать решения. Они приветствовались и стали необходимы. В магазин завезли десять сортов колбасы - человека поставили перед непростым и непривычным выбором.

Сначала русский человек обрадовался - он задыхался без выбора, ему его страшно не хватало. Он бросился выбирать - штаны, квартиру, президента, водку... Он еще не знал о том, что у человека установлен ограничитель на выборные возможности. Но очень скоро наш человек почувствовал это "спинным мозгом" - у него начался отходняк от "сверхвыбора". Он устал. Ему захотелось вернуться назад - в ту благословенную эпоху, когда за него принимали решения.

Результатом этой реакции явился сегодняшний день - монархия с декоративными выборами, национализация частного бизнеса, резкое снижение импорта, а, значит, конкуренции и ассортимента, импортозамещение всего, в том числе и способов отдыха - люди вернулись на пляжи Крыма и Сочи.

Путевки в санатории, пальто фабрики "Большевичка" и один (по факту) кандидат в выборных бюллютенях успокоили нашего человека. Вернули душевный покой.

И это нормально. Русский человек отдохнет в Сочи, поносит пальто отечественного производителя, исполнит монаршью волю, поездит на единственном разрешенном автомобиле и через какое-то время снова будет готов к выбору.