Почему мы покупаем плохие вещи?

10.04.2018

Если задуматься, многие наши покупки иррациональны. Мы регулярно покупаем вещи, которые нам, по большому счету, не нужны. Или не нужны именно в том виде, в котором нам их продают. Очень часто, выбирая какую вещь купить, мы в итоге покупаем вещь плохую, недолговечную или неоправданно дорогую. Как получается, что нас, умных, взрослых, рассчетливых, рассудительных подбивают на невыгодную сделку?

Успех продажи любого продукта (очень грубо) упирается в три основных фактора.

1. Объективное качество продукта. Это целый комплекс характеристик. Сюда входит его актуальность, надежность, практичность, функциональное соответствие ожиданиям потребителя и т.д.

2. Оповещение о наличие продукта. Это то, без чего потребитель никогда не узнает о существовании этого продукта и его замечательных свойствах. Сюда входит реклама, пи-ар, сайты, социльные сети, представление продукта в сетевых агрегаторах, на полках магазинов, разнообразные акции, задача которых сообщить широким массам о продукте.

3. Себестоимость. Рынок задает потолок себестоимости. Предел, внутри которого производитель может маневрировать.

Таким образом, понятно, что пирог себестоимости делится на две части - одна вкладывается в повышение качества продукта, другая часть тратится на оповещение о существовании этого продукта. Определяет это соотношение производитель. Если он большую часть бюджета пустит на повышение качества продукта, продукт будет хорошим, но о нем никто не будет знать, а когда о нем, наконец, узнают, он успеет морально устареть. Если же подавляющая часть будет брошена на то, чтобы рассказать о продукте, за продуктом выстроится очередь, но продавать ей будет нечего.

Даже из этой схемы понятно, что сильно вкладываться в повышение качества продукта нерационально. Гораздо рациональней с точки зрения рентабельности вкладывать по-максимуму в раскрутку продукта, а качество держать на таком уровне, чтобы не засудили. Вот и получается, что в себестоимости смартфона, который вы покупаете, 90% составляет реклама, 10% - непосредственно "железо".

В результате, мы покупаем телефоны, рассчитанные на 1 год эксплуатации, холодильники на 5 лет, машины на 7. Во времена моего детства гарантия на магнитофон Sharp составляла 20 лет. Сегодня выпускать такую технику никто не может себе позволить. Нерентабельно. Не останется денег на рекламу.