ЗИС-5:«ЗАХАР ИВАНЫЧ»

Помимо своего народного прозвища «Захар Иванович», ЗИС-5 получил еще одно — «легендарная трехтонка». Да, действительно к этому автомобилю можно применить разве что только такую характеристику. Ведь были эти грузовики и в поле, и на стройках коммунизма, и принимали участие в различных военных конфликтах.

Особенно примечательна роль «Захара» в Великой отечественной войне: на него ставили первые реактивные установки, известные сейчас как «Катюши», на нём перевозили солдат и орудия, да и его путь вместе с Советской Армией лежал прямиком до Берлина. А способность этой чудной машины перевозить три тонны груза оценили и после войны, откомандировав «трёхтонки» восстанавливать экономику и народное хозяйство. Как ковались одни из «колёс Победы», попытаемся вспомнить в этой статье.

Необходимость в данном транспорте возникла уже давно и выражалась в следующих условиях. Хоть АМО-3 и был улучшенной версией своего предшественника – АМО-2, даже его способностей было маловато. Тем более что некоторые особенности конструкции, превращавшиеся порой в недостатки, всячески затрудняли эксплуатацию. Да и присутствие множества импортных деталей отрезвляли объёмы партий продукции, что в условиях далеко идущей индустриализации превращалось в фарс. Поэтому АМО-5, как решено было изначально окрестить новый авто, должен был стать в свою очередь глубоким «рестайлингом» АМО-3, лишив его хотя бы основных недостатков. Перед конструкторами была поставлена задача сделать максимально простой, унифицированный с предыдущими моделями АМО, но вместе с этим надёжный грузовик, который смог бы взвалить на себя три тонны. И они это с честью для себя его сделали, оправдав ожидания государства.

Для того чтобы увеличить грузоподъёмность, инженерам пришлось создать основу всей машины практически с ноля. И большинство изменений пришлось в основном на двигатель. Дабы поднять его мощность, был применён приём форсировки путём увеличения объёма с 4,88 до 5,55 литров. Это повлекло за собой изменение радиатора, карбюратора и его воздушного фильтра, а также усиление конструкции рамы, трансмиссии, а именно КПП, заднего моста и карданного вала. Всё это потребовало увеличения дорожного просвета, особенно под картером ведущего моста; но вместе с тем в конструкции АМО-5 применялись и всякого рода упрощения.

Например, гидравлические тормоза, бывшие на АМО-3 (одними из первых в СССР), уступили место прозаичным механическим, конструкцией являвшиеся более простыми. А передние бамперы, также бывшие обязательными для АМО-3, уже на ЗИС-5 даже в «спокойные» тридцатые годы ставились крайне редко, да и то разве что на экспортные версии. Уже изначально кабина этого грузовика была деревянная, лишь обшитая прокатом, что, впрочем, имело и прикладное значение. Таким образом, модернизированный грузовик стал проще, надёжнее и дешевле своего предшественника, то есть конструкторы с успехом выполнили поставленную перед ними задачу.

В первом месяце лета 1933 была собрана первая десятка уже серийных образцов, которая сразу же была отправлена на испытания. В следующем году было начато массовое производство. Дальнейшая эксплуатация ЗИС-5 выявила как его достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести неплохую проходимость, обусловленную тяговитым на низах двигателем, высокую ремонтопригодность и простое до примитивности обслуживание. Отмечалась также высокая мобильность этой машины, а довольна низкая степень сжатия позволяла в жаркие дни применять в качестве топлива даже керосин и другие горючие жидкости.

Но у машины были и серьёзные недостатки, в том числе низкая стойкость рамы к скручиванию. То есть при перегрузе, который случался благодаря особенностям отечественного менталитета достаточно часто, рама просто расходилась по швам без возможности дальнейшего ремонта. Но опять же, это было больше связано с требованием военного времени и острой необходимости машин как на фронте, так и тылу. Во всём же остальном «Захар Иваныч» был неподражаем и крайне востребован.

Отдельной истории заслуживают модификации «трёхтонки», перечисление количества которых даже через запятую может занять целую страницу данного формата. Посему расскажем лишь об основных. В годы ВОВ и без того простенькую конструкцию этого грузовика пришлось упростить. Эллипсовидный профиль крыльев был заменён на простой «квадратный», тормоза остались лишь на задних колёсах, максимально было упрощена конструкция кабины, основой которой стала фанера, крыша же вообще состояла лишь из дерматина, натянутого на деревянные рейки и т.д. Такая модификация получила обозначение «ЗИС-5В», где литера «В» обозначала «военный». Второй по значимости стала трёхосная версия «Захара» ЗИС-6, на которую устанавливались реактивные «Катюши». Были также и удлинённые шасси, и полугусеничные машины, и даже автобус, известный как ЗИС-16.

Можно и дальше продолжать этот длинный список. ЗИС-5 выпускался в различных ипостасях в период с 1933 по 1958 годы. За это время грузовик успел отметиться во многих значимых событиях той эпохи, став не только «колёсами Победы», так и транспортом строек.