№69 Клиент-вампир. Что это? И как от него избавиться.

Владельцы ателье утверждают, что с эффективностью сарафанного радио и укрепления личной дружбы с клиентом не сравнится ни один вид рекламы.

Узнать о том, что ваши работы достойны внимания, новичок может, только увидев удачно сшитые вещи на ком-то из своих знакомых.

Или на Вас.

Так начинала работу и я.

Закончив Пединститут, я ушла в декрет. По Бурде начала шить вещи себе и детям. Потом пришли соседи и подружки.

Ни о каком достойном качестве и речи ни шло - я училась на своих ошибках.

"Клиенты" терпеливо приходили на многочисленные примерки. Вместе с ними придумывали, как исправить или доработать мои косяки.

Со временем вещи стали получаться всё лучше и лучше. И вот тогда стали приходить знакомые знакомых, посторонние для меня люди.

И вот уже лет как 20 у меня нет проблем с заказами. Даже когда я открыла свой швейный цех.

Работа в ателье относится к типу профессий "человек-человек". Портному приходится работать с очень разными людьми. Главное умение - распознать тип клиента. И в зависимости от этого выстраивать своё поведение с ним.

С опытом приходит понимание - кто твой клиент, а кто нет.

За время моей работу у меня было всё:

и испорченные вещи, и испорченные отношения, и равнодушные клиенты (по которым невозможно понять, понравилась им вещь или нет).

После таких заказчиков было стойкое ощущение, что я просто не умею шить.

Но приходили другие, довольные заказами люди, и всё налаживалось.

Со временем я очистила свою базу от нежелательных заказчиков. Если ко мне такие приходят, то задерживаются не больше, чем на один заказ, даже если они предлагают мне жирные заказы - здоровье дороже.

Для себя я выделила 4 вида таких заказчиков. Постараюсь описать их характеристики, и что с ними можно сделать.

1. На каждой примерке хотят что-то новое.

На каждой примерке меняют фасон: юбку длиннее, рукав шире, воротник другой, на прошлой примерке было лучше и т.п. Говориться с видом "всё пропало".

На таких уходит по 4-5 примерок.

Иногда приходится полностью перекраивать конструкцию - интересного мало.

Приходят даже после того, как забрали вещь - удлинить, изменить и т.д.

Что я делаю.

Здесь надо понимать - в этих изменениях вашей вины нет. Заказчик сам не знает, что хочет, а к вам не прислушивается.

Необходимо объяснять, что был заявлен другой фасон, на примерке всё согласовано.

За каждое изменение брать дополнительные деньги по прейскуранту.

По опыту могу сказать - сливаются сами.

2. Не хотят платить деньги.

Да, да. Есть и такая категория клиентов.

Даже если всё будет сшито идеально - они найдут к чему придраться: кривенькая строчка, небольшое пятнышко на изнанке. А дома обязательно найдут затяжку, которую не увидели при Вас.

А если фигура не идеальная - то в этом будете виноваты именно вы.

Что я делаю.

100% возвращаю все деньги и объясняю, что мы больше не работаем вместе.

Надо понимать разницу, что если вы действительно испортили вещь, то вернуть деньги - это нормально. Я описываю случай, когда в душе у вас остаётся чувство несправедливости.

За всё время мне пришлось сделать так 2 раза. У одной барышни случилась истерика, и я много чего о себе интересного услышала.

Это надо просто спокойно пережить.

3. Бедные клиенты.

Такие заказчики хотят за небольшую сумму создать себе шедевр.

С такими тяжело работать, потому что психология богатых и бедных людей отличается очень сильно.

Если обеспеченный человек платит с удовольствием, легко идёт на творческие эксперименты (что самое ценное в нашей работе), смотрит на всё довольными глазами,

то бедный человек находится в жёстких рамках: боится лишний раз отойти от фасона.

При этом ищет всегда недостатки. Даже если их нет, он обязательно придумает, чтобы унизить вас и показать таким способом свою значимость.

Что я делаю.

Ставлю оградительные цены в прейскуранте, чтобы приходили люди с определённым достатком.

4. Ходят, как к психологу.

Прежде, чем примерить вещь, выливают на тебя все события, происшедшие со времени последней встречи. И все в тёмных тонах.

Здесь надо уточнить, что о своих любимых постоянных клиентах я знаю очень многое. Мы с удовольствием делимся своими радостными событиями и не очень.

Разница в том, что это делается между делом и ненавязчиво.

Здесь же наглым образом занимают твоё время без всякого разрешения на это.

Что я делаю.

Есть у меня одна такая дама. Ходит ко мне уже больше 15 лет. Я её терплю, потому что она очень лояльна как заказчица: прислушивается к моим советам по шитью и платит столько, сколько посчитали.

Единственное, мне её часто приходится осекать: говорю, что у меня мало времени. В крайнем случае объясняю, что мне это не интересно.

Иногда помогает.)))

Каждый человек неповторим и индивидуален.

Для установления и укрепления контакта с клиентом, важно искренне показать уважение к нему и заинтересованность в нём. Это легко считывается другими людьми.

Но если при всей вашей искренности человек хочет решить с вашей помощью какие-то свои психологические проблемы, то необходимо в первую очередь позаботиться о себе.

Желаю Вам работать только с любимыми и довольными заказчиками и адекватными людьми. Пусть к Вам приходят именно ваши клиенты.

Если эта статья оказалась для вас полезной и интересной, жмите "палец вверх" 👍 и подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё больше интересного и нового из мире шитья.

Все вопросы пишите на почту elena-antropova@inbox.ru

Успехов в шитье!!!