Моисей – предводитель нечистых и оскверненных

12k full reads
22k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 57% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Моисей. Скульптура Микеланджело Буонарроти
Моисей. Скульптура Микеланджело Буонарроти

Статья навеяна срачем в комментах обсуждением статьи о Лилит.

Кому лень читать все, опишу вкратце: некий талмудак ортодоксальный иудей утверждал, что истина написана только в Торе, а гоям не хватит мозгов для ее понимания. Но при этом все тот же персонаж всячески увиливал от обсуждения Моисея/Мойши/Моше, которому и принадлежит авторство Пятикнижия. И увиливал явно неспроста.

Фигура Моисея, несмотря на ее популярность в религиозных источниках, в реальной истории все же освещается не так уж и хорошо.

Известно, что Моисей родился, когда царь Египта приказывает убить всех новорожденных мальчиков из народа Моисея. Мать Моисея прячет ребенка в корзинке, и пускает по реке Нил. Корзинку находит дочь фараона, и видимо после этого Моисей жил в женском доме фараона. Кстати говоря, имя "Моисей" переводят как "взятый из воды", или с египетского Msy - "рожденный". Спустя время, Моисей видит тяжелую жизнь своего порабощенного народа, и убивает египтянина, который ранее избивал иудея. Боясь гнева фараона, Моисей сбегает в Мадиам. По прошествии времени, Бог призывает Моисея вернутся в Египет, и спасти свой народ.

Тем временем сохранилось несколько разрозненных свидетельств древних историков, ссылаясь на которые можно провести параллель между библейским пророком и Осарсифом – египетским жрецом-отступником. Он и его последователи были изгнаны фараоном Аменхотепом I. Те в дальнейшем объединились с гиксосами. Основным подтверждением факта, что Моисей и Осарсиф являются одной исторической фигурой, служит упоминание древнеегипетского историка Манефона о том, что Осарсиф после изгнания взял себе имя Моисей.

Итак, кем же был Осарсиф/Моисей согласно древнеегипетским источникам?

Хотя сам труд Манефона ("История Египта") не дошел до наших дней в оригинале, он сохранился в цитатах других древних авторов: Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсевия Кесарийского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других. Что говорит о том, что сама утраченная "История Египта" является весьма и весьма ценным источником, достойным пристального внимания.

Наибольший интерес относительно Моисея/Осарсифа при этом вызывает текст Иосифа Флавия "Против Апиона" (книга 1, глава 26):

«С тех пор как осквернённых отправили в каменоломни, прошло немало времени, и царь пожаловал им некогда оставленный пастухами город Аварис, чтобы у них было собственное пристанище и кров. Этот город по древнему преданию был посвящён Тифону. Придя туда, они получили возможность обособиться и избрали своим предводителем некого Осарсифа, жреца из Гелиополя, и дали клятву во всём подчиняться ему. Своим первым законом тот запретил поклоняться богам, воздерживаться от особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять их в пищу, а также повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Издав эти и многие другие постановления, которые были особенно враждебны египетским обычаям, он приказал сообща соорудить оборонительную стену и готовиться к войне с царём Аменофисом. Сам же, собрав жрецов и прочих своих нечистых сограждан, решил отправить посольство к изгнанным Тетмосом пастухам в город, называемый Иерусалим. [Ранее Иосиф, как и Птолемей Мендесский, называл этого царя Амосисом.] Рассказав о том, какому бесчестию подвергли его самого и других, он стал уговаривать их вместе пойти войной против Египта. Он предложил им направиться сначала в Аварис, на родину их предков, где пообещал приготовить для войска обильные запасы продовольствия, а когда будет нужно, на их стороне вступить в войну и без труда покорить им страну. Обрадованные этим обстоятельством, те единодушно выступили в поход <…>. Аменофис, царь Египта, лишь только узнал об их появлении, <…> приказал доставить к себе священных животных, особо чтимых в храмах, и повелел каждому жрецу укрыть почитаемые статуи богов в наиболее безопасных местах. Своего пятилетнего сына Сетоса, называвшегося Рамессом по имени отца Рамсеса, он отправил к своему другу. А сам, с отборным египетским войском, <…> не стал вступать в сражение с шедшими навстречу врагами, поскольку ему пришла в голову мысль, что он идёт против воли богов, а повернул назад и возвратился в Мемфис. Взяв Аписа и других доставленных туда священных животных, он тотчас отправился в Эфиопию со всей своей свитой и войском, <…> А пришедшие из Иерусалима гиксосы вместе с нечистыми жителями Авариса обращались с покорённым населением настолько бесчеловечно, что их владычество для тех, кто был свидетелем их святотатства, казалось самым ужасным из всех зол. Ибо они <…> не удовольствовались разграблением храмов и осквернением статуй богов, но употребляли их для разведения огня и приготовления мяса почитаемых священных животных, причём сперва они заставляли самих жрецов и прорицателей закалывать и приносить их в жертву, а затем, раздевая их самих донага, прогоняли. Говорят, что тот самый жрец, который основал их государство и написал законы, происходил из Гелиополя и звался Осарсифом по имени тамошнего бога Осириса, но, оказавшись среди них, он изменил своё имя и стал называться Моисей».

Данный текст является одним из подтверждений гипотзы, что еврейский этнос был образован на основе группы, собранной Моисеем среди представителей низших слоев древнеегипетского общества, а авторство основ еврейского мистицизма (а значит, и истока его более поздних вариантов) принадлежит древнеегипетскому жрецу-изгою, сосланному в свое время на каменоломни.

К слову, даже Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд) при написании своего трактата "Этот человек Моисей" отталкивался именно от истории об Осарсифе.

Намтар Энзигаль

Поддержать канал

Похожие статьи:

Правда и заблуждения о Лилит

Природа Яхве. Кому на самом деле поклоняются христиане и иудеи

Энциклопедия демонов Гоэтии

Обучение магии в наши дни

"Книга Призывателя" и "Магический ликбез". Электронные версии книг

При копировании материала ссылка на оригинал обязательна
При копировании материала ссылка на оригинал обязательна