Варианты классификации и иерархия демонов

10k full reads

Ранее я уже публиковал некоторые полезные таблицы, проливающие свет на вопросы демонической иерархии. Здесь же будут даны более подробные пояснения по этому вопросу, так что эту статью вполне можно считать расширенным дополнением к предыдущей.

Для составления этого материала пришлось перелопатить не один десяток различных источников, в итоге после длительного анализа и фильтрации имеющихся данных у меня и получилась следующая подборка.

Варианты классификации и иерархия демонов

Варианты классификации.

Говоря о классификации демонов, стоит учитывать, что среди демонологов пока не нашлось своего Линнея, который создал бы исчерпывающую и общепринятую классификацию инфернальных обитателей. Что же касается имеющихся вариантов классификации демонов, то они столь же разноречивы и несовершенны, как и попытки установить их точное количество. Приведу несколько распространенных типов классификации:

1. По местам обитания.

Этот тип классификации восходит к неоплатоническим представлениям о том, что не все демоны абсолютно злы и не все непременно должны обитать в Аду. Особое распространение в средние века получила классификация духов Михаила Пселла, жившего в XI веке автора целого ряда трактатов по демонологии, такиех как «О демонах», «О действиях демонов», «Некоторые представления эллинов о демонах», «Расположение демонов у эллинов». Предложенная Пселлом модель классификации демонов явно прослеживается в изданной в 1603 г. книге «Compendium Maleficarum» Гваццо, а позднее и в «Melampronoea» Генри Хелиуэлла (1681). Вот она:

– огненные демоны – обитают в эфире, области разреженного воздуха над луной;

– воздушные демоны – обитают в воздухе под луной;

– земные демоны – населяют землю;

– водяные демоны – живут в воде;

– подземные демоны – пребывают под землей;

– люцифуги или гелиофобы – светоненавистники, обитаящие в самых отдаленных глубинах ада;

2. По роду занятий.

Довольно произвольная классификация, предложенная в XV веке Альфонсо де Спиной. К этой схеме можно предъявить целый ряд претензий: многие из характерных демонских функций остались за ее пределами, к тому же практически невозможно отнести того или иного из известных демонов к определенной категории.

Впрочем, это и не удивительно, учитывая, что Альфонсо де Спина был епископом католической церкви и по совместительству духовником кастильского короля Энрике IV.

В итоге епископ де Спина в своих рассуждениях разделяет демонов на следующие категории:

– Парки – женщины, прядущие нить судьбы, которые на самом деле демоны;

– Полтергейсты – демоны, шалящие по ночам, передвигающие вещи и совершающие другие мелкие пакости;

– Инкубы и суккубы – соблазняющие в основном монахинь;

– Марширующие демоны – обычно прибывают толпами и производят много шума;

– Служебные демоны – прислуживают ведьмам, едят и пьют вместе с ними;

– Демоны кошмаров – приходят во снах;

– Демоны, образующиеся из семени и его запаха при половом акте;

– Демоны-обманщики – могут являться в образе мужчин или женщин;

– Чистые демоны – нападают только на святых;

– Демоны, которые обманывают старух, внушая им, будто они летали на шабаш.

3. По чинам.

Исходя из того, что демоны – падшие ангелы, некоторые демонологи (И.Вейер, Р.Бертон) предположили наличие в Аду системы из девяти чинов, подобной ангельской иерархии Дионисия. Эта система в их изложении выглядит так:

– Первый чин – Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул;

– Второй чин – Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;

– Третий чин – Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал;

– Четвертый чин – Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей;

– Пятый чин – Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь – Сатана;

– Шестой чин – Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин;

– Седьмой чин – Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон;

– Восьмой чин – Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота;

– Девятый чин – Искусители и злопыхатели, их князь Маммона.

4. Планетарная классификация.

Духов издревле соотносили с небесными светилами. Еще в древнем "Ключе Соломона" автор утверждает, что есть "духи неба Сатурна", называемые "Сатурнийцами", имеются духи "Юпитерцы", "Марсианцы", "Солнечные", "Венериты", "Лунные" и "Меркурианцы".

Корнелий Агриппа в четвертой части "Оккультной философии" дает подробное описание каждой категории:

– Духи Сатурна. Они являются обыкновенно в теле длинном и тонком с лицом, выражающим бешенство. У них четыре физиономии: первая сзади головы, вторая – спереди, а третья и четвертая на каждом колене. Цвет их черный – матовый. Движения подобны порывам ветра; при их появлении получается впечатление колебания почвы. Признак – земля кажется белее всякого снега. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Бородатый король, едущий верхом на драконе. Бородатый старик, старуха, опирающаяся на палку. Боров. Дракон. Сова. Темная одежда. Коса. Можжевельник.

– Духи Юпитера. Они являются в теле полнокровном и желчном, среднего роста, в ужасном волнении, взгляд очень кроткий, речь приветливая, цвет напоминает железо. Их способ передвижения подобен молнии при громе. Признак – появляются у самого круга люди, имеющие вид пожираемых львами. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король с обнаженным мечом, едущий на олене. Человек в митре и длинной одежде. Девушка в лавровом венке и украшенная цветами. Бык. Олень. Павлин. Лазоревое платье. Меч. Буксус.

– Духи Марса. Они появляются длинные и желчные; вид очень безобразный, цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа. Они ревут, как сбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не щадит. Признак – можно подумать, что около круга сверкает молния и гремит гром. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Вооруженный король, едущий верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти.

– Духи Солнца. Они являются обыкновенно в теле широком и большом, плотные и полнокровные. Их цвет подобен золоту, окрашенному в кровь. Появление сходно с заревом на небе. Признак – вызывающий чувствует себя покрытым потом. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, верхом на льве. Царь в короне. Королева со скипетром. Птица. Лев. Одежда цвета золота или шафрана. Скипетр. Колесо.

– Духи Венеры. Они появляются в красивом теле; среднего роста; их вид очарователен и приятен; цвет – белый или зеленый, с позолотой сверху. Походка подобна яркой звезде. Признак – резвящиеся у круга девушки, приглашающие к себе вызывающего. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, едущий верхом на верблюде. Девушка, восхитительно одетая. Обнаженная девушка. Коза. Верблюд. Голубка. Одежда белая и зеленая. Цветы. Трава. Казацкий можжевельник.

– Духи Меркурия. Они появляются в теле среднего роста; холодны, влажны, прекрасны, приветливо красноречивы. С человеческой внешностью, они походят на вооруженного солдата, который сделался прозрачным. Они приближаются, как серебристое облако. Признак – вызывающего охватывает ужас. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король, едущий верхом на медведе. Прекрасный юноша. Женщина, держащая прялку. Собака. Медведь. Сфинкс. Пестрое платье. Розга. Палка.

– Духи Луны. Они обыкновенно появляются в теле большом, широком, вялом и флегматичном. Цветом они напоминают мрачную и темную тучу. Их физиономия одутловата, глаза – красные и слезящиеся. Плешивая голова украшена выдающимися кабаньими клыками. Они движутся с быстротой сильнейшей бури на море. Признак – проливной дождь у самого круга. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король с луком, сидящий на лани. Маленький ребенок. Охотница с луком и стрелами. Корова. Маленькая лань. Гусь. Зеленое или серебристое одеяние. Дротик. Человек с несколькими ногами.

5. По областям влияния

Классификация, предложенная жрицей современной демонолатрии Стефани Коннолли, является, пожалуй, наиболее удобной для практикующих заклинателей, вызывающих демонов для определенных целей. Согласно С.Коннолли основные сферы влияния демонов таковы:

– Любовь-Вожделение (к этой категории относятся Асмодей, Астарот, Лилит и др.)

– Ненависть-Месть-Гнев-Война (Андрас, Аббадон, Агалиарепт и др.)

– Жизнь-Исцеление (Веррин, Верье, Велиал и др.)

– Смерть (Эврином, Ваалберит, Бабаэль)

– Природа (Люцифер, Левиафан, Дагон и др.)

– Деньги-Процветание-Удача (Бельфегор, Вельзевул, Маммон и др.)

– Знание-Тайны-Колдовство (Ронве, Пифон, Делепитора и др.)

Варианты классификации и иерархия демонов

Иерархия демонов.

В вопросах демонической иерархии царит такая же неразбериха, как и в вариантах классификаций. Несмотря на то, что ад зачастую представляется как царство хаоса и беспорядка, человечество неудержимо тянуло приписать ему стройную иерархическую систему.

В популярных гримуарах 16-17 столетия, таких как "Grand Grimoire" и "Grimorium Verum", владыками Ада названы Люцифер (император), Вельзевул (князь) и Астарот (великий герцог), которым подчинены 6 высокопоставленных духов и множество более мелких.

В других книгах могут упоминаться не три, а четыре верховных иерарха Тьмы, соответствующие четырем сторонам света; к трем вышеперечисленным добавляется то Велиал, то Левиафан, то Молох.

П.Бинсфельд, демонолог 16 столетия выделил семь, по его мнению, главных демонов, соответствующих семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется у него с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана – гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан – с завистью, Бельфегор – с ленью.

В поздней каббале десять архидьяволов соответствуют десяти злым сефиротам (темным силам), среди них Сатана, Вельзевул, Люцифер, Астарот, Асмодей, Бельфегор, Ваал, Адрамелех, Лилит и Наамах.

Иоганн Виер в "De Praestigius Daemonum" попытался нарисовать полную картину Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Верховным правителем Ада у него выступает Вельзевул, среди высших князей – Эврином, Плутон, Молох и др.

Знаменитый магический трактат "Lemegeton" (16 в.) перечисляет 72-х главенствующих демонов, подчиняющихся четырем императорам сторон света (Амаймону, Корсону, Зиминару и Гаапу). В соответствии с феодальным строем того времени, демоны носят титулы королей, герцогов, графов, маркизов и губернаторов, однако о подчиненности менее значимых более значимым ничего не сказано.

Агриппа в "Оккультной философии" также приписывает духам дворянские титулы, однако большее значение придает "разряду" или "порядку" духа. "Да будет известно, – пишет он, – что дух низшего порядка, какое бы достоинство ему ни было присуще, всегда ниже духов высшего порядка. Не является неудобством, что короли и графы подвластны высшему начальству и не имеют большего значения, чем их министры".

Намтар Энзигаль

Предыдущие статьи на эту тему:

Оклеветанные боги. О природе архидемонов

Некоторые тонкости вызова демонов Гоэтии

Демонология — юриспруденция в области магии

Где живут демоны? Модель многомерного пространства

Практическая демонология или как не стать обедом

При копировании ссылка на оригинал обязательна
При копировании ссылка на оригинал обязательна