Как выглядит церковный ВУЗ изнутри

Где учат на священников, богословов и других церковных служащих? Для этой цели существует специальное высшее учебное заведение - Московская духовная академия (к ней же относится и духовная семинария, дающая среднее образование, это чтобы не путали), располагающаяся, кстати, не в Москве, а в Сергиевом Посаде на отдельной закрытой территории Троице-Сергиевой Лавры. Как-то мне посчастливилось попасть внутрь и немного посмотреть на эту "кухню".

Московская духовная православная академия ведет свое начало от братьев Лихудов. В 1685 году два греческих монаха Иоанникий и Софроний открыли в Богоявленском монастыре Москвы школу, переехавшую позже в соседний Заиконоспасский монастырь. На греческом и латинском языках преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика. В 1694 году начатое дело братьев продолжили их ученики Федор Поликарпов и Николай Семёнов. Школа постепенно выросла в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее способные из них проходили весь курс обучения за 12 - 15 лет. Бывали случаи, когда слушатели учились по 20 лет и в одном классе.

1.
1.
В 1814 году Духовная академия была переведена из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Под академию отдали здание Царских чертогов, со временем в этой части монастыря сложился Академический городок, включающий корпуса учебных классов, библиотек и общежития для нуждающихся. 
2.
В 1814 году Духовная академия была переведена из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Под академию отдали здание Царских чертогов, со временем в этой части монастыря сложился Академический городок, включающий корпуса учебных классов, библиотек и общежития для нуждающихся. 2.

История академии в новейший период связана с именами патриархов Сергия и Алексия. В 1943 году по решению Священного Синода был утвержден проект организации высшей и средней богословских школ, а к следующему году на территории Новодевичьего монастыря в Москве открылись Православный богословский институт и Богословские пастырские курсы, вскоре переименованные соответственно в Московскую духовную академию и Московскую духовную семинарию, которые в 1948 году разместились в Троице-Сергиевой Лавре.

3.
3.

21 мая 1955 года Патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955-1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 октября.

4.
4.

Первым условием для поступления в академию является прохождение полного курса семинарского образования. Если закончивший семинарию имеет желание повысить образование, он обращается с прошением в Учёный Совет. Прежде чем прошение будет рассмотрено, оно проходит предварительные стадии рассмотрения на заседании школьной администрации и на воспитательском совещании. При этом во внимание принимается всё - и поведение подавшего прошение, и период его обучения в семинарии, и его духовный и интеллектуальный уровень, и его умственные способности, и умение заниматься научно-богословской работой.

Большое значение придается успеваемости во время учебы в семинарии. Если в семинарском дипломе он имеет более трёх троек, его поступление в Академию маловероятно. По дисциплинам, по которым в его дипломе имеется балл "3", ему необходимо сдать экзамены.

5.
5.

Учеба и быт слушателей регламентируются Уставом, схожим с монашеским. Учащиеся встают в 7 часов утра. В 8 часов они совершают совместную утреннюю молитву, затем завтракают в школьной столовой и к 9 часам направляются в учебные аудитории, где студенты академии и старших курсов семинарии слушают лекции, а учащиеся первого и второго курсов семинарии подвергаются опросу в учебных группах на практических занятиях и получают новый учебный материал согласно программе на общих для всего курса лекциях по той или иной дисциплине.

6.
6.

После двух лекций, каждая из которых продолжается 70 минут, учащиеся обеих школ имеют получасовой перерыв, во время которого они пьют чай и отдыхают. Затем они собираются в аудиториях на две последующие лекции. В 15 часов - обед. После обеда у воспитанников и студентов имеется около двух часов свободного времени, которое они используют для отдыха, занятия любимым делом, встреч по интересам, работы в библиотеке, знакомства с прессой, занятий спортом и так далее.

7.
7.

Для того, чтобы часы досуга учащихся были более содержательными, существующая при академии и семинарии комиссия по культурно-воспитательной работе регулярно разрабатывает и предлагает соответствующие программы мероприятий, которые проводятся как в послеобеденные, так и в другие часы и дни отдыха. После отдыха в течение трех часов воспитанники академии и семинарии занимаются самостоятельно, выполняя задания к следующему учебному дню: готовятся к семинарам, читают рефераты, изучают языки, пишут сочинения, приобретая навыки научно-богословской исследовательской работы, могут продолжать занятия в библиотеке до общей вечерней молитвы. Вечерними занятиями рабочий день учащихся заканчивается. Поужинав, они в течение полутора-двух часов отдыхают, используя это время для вечерних прогулок, чтения книг, журналов и газет. Перед сном, в 22 часа, учащиеся совершают получасовую вечернюю молитву.

8.
8.

Учебно-педагогические процессы в духовных и светских учебных заведениях имеют много общего. Как светские, так и духовные школы руководствуются учебными программами и планами, имеют пятибалльную систему оценки знаний, зачетные и экзаменационные сессии, выдают студентам обусловленную успеваемостью стипендию, используют в процессе обучения систему мер поощрений и взысканий.

9.
9.

Круг предметов, изучаемых в семинарии и академии, широк. Это: библеистика, включающая дисциплины, связанные с изучением Библии; богословие, изучающее основные положения христианской веры, христианскую нравственность, духовное наследие авторитетных церковных писателей; история, включающая историю православной, католической и других христианских церквей, а также историю нехристианских религий; философия, в рамках которой значительное место отводится изучению русской религиозно-философской мысли; литургика, изучающая вопросы церковного устава, богослужения, текстологии церковных песнопений; церковное законодательство, древние и современные европейские языки. Также читается курс лекций по христианству и литературе.

10.
10.

Ежедневные утренние и вечерние богослужения с обязательным участием слушателей академии и воспитанников семинарии приобретают важное значение в деле образования. Причем, имеющие священный сан совершают службу, все остальные принимают участие в качестве певчих, чтецов, помощников в алтаре. Это их практическая школа.

11.
11.

В Духовной академии расширяются богословские знания, полученные в семинарии. Изучаются: патрология, церковное право, история Древней церкви, церковная археология - история христианского искусства, византология, история славянских и западных церквей, логика и стилистика. Во время каникул слушатели проходят послушание на приходах и в монастырях. В конце учебного года каждый курс академии совершает паломничество в одну из епархий.

После окончания академии самые способные защищают диссертации на степень кандидата богословия. Лучших слушателей оставляют профессорскими стипендиатами. Через год-два они становятся преподавателями семинарий и академий.

12.
12.

Для совершенствования образования молодых богословов посылают на два-три года в иностранные учебные заведения, причем не только в православные. Некоторые выпускники Московской духовной академии стажируются на богословском факультете Афинского университета, в папском Григорианском университете, в папском Восточном институте в Риме, в католическом институте в Париже, на католическом богословском факультете Университета Регенсбурга в ФРГ.

13.
13.

Издавна обучение церковному пению признавалось важной составной частью воспитания. Владение навыками пения являлось неотъемлемым компонентом древнерусской образованности, поэтому в 1969 году в духовных школах открылись регентские классы. С 1979 году, согласно решению Синода, там могут получать образование и женщины. Регентская школа при Московской духовной академии представляет собой некую автономную структуру. Вливаясь в общий единый организм московских духовных школ, она располагает собственным штатом преподавателей и воспитателей, собственными учебными помещениями, библиотекой, общежитием и столовой. Поступить в неё можно в возрасте с 18 до 35 лет, при этом для поступления требуется рекомендация от приходского священника.

14.
14.

Академия и семинария возглавляется ректором, который назначается Священным Синодом Русской Православной Церкви. Эту должность в последние десятилетия занимают лица в епископском сане. Учебная часть находится в введении проректора по учебной работе, а воспитательным процессом руководит проректор по воспитательной работе, имеющий своих помощников. Ректор является председателем Совета духовных школ.

15.
15.

Совету подотчётны комиссии, рассматривающие вопросы учебного характера, воспитательское совещание, занимающиеся проблемами поведения и духовного развития учащихся, и комиссия по вопросам культурного воспитания. Хозяйственную деятельность в академии и семинарии возглавляет эконом Троице-Сергиевой Лавры. Кроме того, ректор имеет помощника по внешнепредставительской деятельности, связанной с посещением Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ отечественными и зарубежными делегациями.

16.
16.

Преподавательский состав академии и семинарии в 2001/2001 учебном году насчитывал 75 человек. Большинство из них имеет высшее богословское образование и являются священнослужителями; некоторые из них носят монашеский сан. Наиболее способные выпускники академии оставляются при духовных школах решением их Совета. Некоторые из них сразу же начинают преподавательскую деятельность; другие в течение одного-двух лет специализируются в одной из богословских областей и затем, как правило, также становятся преподавателями.

17.
17.

В последнее время для преподавания приглашаются лица, являющиеся преподавателями светских учебных заведений. Такие преподаватели, работая в духовных школах в тех областях знания, в которых они являются специалистами, одновременно заканчивают Семинарию и Академию экстерном. Преподаватели могут иметь ученые звания доцента или профессора, а также наряду со степенью кандидата богословия - степени магистра и доктора богословия.

18.
18.

Вот так.

При подготовке поста использованы материалы сайта troicha.narod.ru