Куда делся первый прототип МиГ-31?

Я давний поклонник самолета МиГ-31 и в свободное от работы, семьи и спорта время занимаюсь долгие годы исследованием истории строевой эксплуатации этого типа. Ну хобби такое у меня, иногда удается находить на это время. И вот однажды я задумался, а где же хранится первый прототип изделия "83", самолет Е-155МП, бортовой номер 831, о котором так красочно рассказывается авторами в любой книге или статье про "Тридцать первый"? Ответ в конце, но, как говорится, лучше дочитать.

Давайте поразмыслим. У каждого массового промышленного изделия есть первый прототип. У сложных изделий, над созданием которых трудились десятки предприятий всей страны, то есть тысячи или десятки тысяч специалистов, их даже бывает по несколько экземпляров. Как правило, первый прототип прилично отличается от последующих серийных изделий, и в этом его уникальность. А если это изделие в масштабе страны в последующем становится распространенным, приносило или приносит пользу государству и его жителям, то оно становится легендарным, эпохальным и прочее, и уникальные экземпляры такого изделия стараются сохранить для истории, воспитания потомков в музеях и так далее.

В авиации нормальная общемировая практика делится на две составляющие - опытные самолеты после списания с летной или испытательной работы по возможности пристраивают на памятники сами КБ или авиационные власти, а в последующие годы серийные списанные изделия иногда сохраняют по инициативе эксплуатантов и (или) местных властей. В СССР и современной России всё примерно также, за исключением того, что 90-е годы многое "сожрали".

Вернемся к МиГ-31. Учитывая вышеописанное, достоин ли был его первый прототип быть сохраненным в музее? Уверен, что вы согласитесь со мной - да, вполне. На примере общеизвестных фото давайте посмотрим на судьбу этого самолета.

Его построили в Москве в 1975 году. На этих фото ниже самолет "831" на этапе сборки в цеху Московского машиностроительного завода им. А. И. Микояна" (нынешнего АО "РСК МиГ"). Самолет еще отличается другим крылом, другими створками шасси, еще нет кресел, фонарей кабин, отсутствует часть обшивки.

Вот нарезка стопкадров известной кинохроники: первый полет 16 сентября 1975 года.

Вот тоже известные снимки на аэродроме в Жуковском. Здесь самолет уже с ракетами.

А это фото более позднего периода - крыло уже "родное", серийного образца, передняя створка шасси заменена на другую, без посадочных фар. Бортовой номер перерисован и нанесен более крупным шрифтом. На левом воздухозаборнике нанесены метки телеметрии.

Ну хорошо, самолет отработал свое, дальше по идее - дорога в музей. Но в авиационных музеях в те годы он не появился, нет его и сейчас. Я долго не мог найти никакой информации, пока случайно не увидел 831 борт в кадре учебного фильма Министерства обороны, датированного 1989 годом. Оказывается, этот самолет был передан в Даугавпилс и находился на одной из кафедр ДВВАИУ в качестве учебного пособия. Ну что ж, тоже неплохо. Ниже склейка из кинокадров. Самолет препарированный, без плоскостей, под самолетом группа курсантов с преподавателем.

Но! С развалом Союза в 1993 году Даугавпилсское Высшее Военное авиационное инженерное училище было расформировано. Технику с учебного аэродрома подготовили, планировали то ли к отправке в РФ, то ли к продаже в забугорные страны в музей, но что-то не сложилось. По совокупности имеющихся воспоминаний очевидцев несколько самолетов были отправлены в ЛВАТУ под Питер, остальное (а техники там было немало) утилизировали на месте. Что-то из училищной базы (не самолеты, что именно?) отправили в Ставрополь в СВВАУЛШ.

В Ломоносове всё тоже вышло печально и двумя годами спустя в 1995 году свой учебный аэродром там тоже был утилизирован по тем же причинам. Попавшие к ним самолеты МиГ-31 утащили в Громово и Сиверскую. Спустя какое-то время самолет, стоявший в Сиверской, подлатали Громовские инженеры и установили перед академией гражданской авиации в Пулково, а те, что попали в Громово, также пошли под нож через несколько лет. Был ли среди них препарированный борт 831, мне до сих пор не удается однозначно выяснить.

В Ставрополе на учебном аэродроме мне удалось побывать лично в 2010 году, еще до его утилизации (да-да, и там тоже всё порезали несколько лет назад), и среди множества достойных экспонатов ничего из Даугавпилса я там не увидел. Точнее так - там был всего лишь стенд с историей учебного аэродрома в ДВВАИУ, не более.

Как итог, напрашивается вывод - где-то в этой карусели сокращений и перемещений борт 831 скорее всего тоже попал под нож разделки наравне с другими самолетами. Было бы хорошо также со временем найти подтверждения или опровержения очевидцев.

Ах да, вы скажете, ну был же еще второй прототип, самолет "832"! По нему картинка не веселее - он много лет находится в плачевном состоянии на полигоне института авиационных систем в Фаустово под Москвой, и в музей он тоже, по всей видимости, никогда не попадет.

Что же касается серийных МиГ-31, то на сегодня в 2018 году всего в РФ существует около 20 экземпляров этой машины в виде памятников, музейных экспонатов и учебных пособий. Но первый, как говорится, он и в Африке первый...

Оцените качество этого материала соответствующей кнопкой, подписывайтесь и получайте новые интересности! Всем добра и чистого неба!