Об истинном родстве

Иногда просят пояснить слова Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Это важный вопрос для всех христиан, правильное его понимание помогает правильно относиться и ко всему остальному в нашей жизни.

По сути этот вопрос – вопрос смысла жизни и её приоритетов. Люди отпали исторически от источника своей жизни – Бога, и в результате их жизнь приобрела качество, суть которого изменилась из духовной в душевную и плотскую. Душевность и телесность и раньше имели место в человеке, но человек – существо по преимуществу духовное, он создан для родства совершеннейшего с Богом, Который есть Дух, и именно духом определялось понятие родства.

Что такое родство? Это сродность, соприродность, единство жизней в полном и прямом смысле этого слова. Человек был создан как дитё Божие, а не как автономное разумное животное, которое не имеет родственности Богу, а имеет жизнь самобытную. Человек был ребенком Бога, а не просто его творением, и даже не только венцом творения. Но человек ушёл, обособил себя, заключил себя в рамки сугубо телесно-душевной жизни – жизни, всего-навсего свойственной ему только лишь по второстепенным составляющим его природы. И тогда, утратив истинное родство, люди утратили и свою духовность, ее приоритетность в себе, они как бы заболели неполноценностью, стали ущербны, выбрав главным в себе иное. Это как если, скажем, будучи принцем, юноша выбирает быть другом и родственником бродяг, у которых только одна забота – найти кусок хлеба и крышу над головой.

И это был осознанный выбор людей, они отвернулись от Отца. Но в природе людской осталось – любить и иметь родство. Только родство это уже было, хоть и настоящим, но только лишь телесным и, в лучшем случае, еще и душевным. Самого же Бога, Его Духа уже в этом горизонтальном, кровном, родстве людей не осталось. И вот пришёл Христос и сказал: возвращайтесь к тому, к чему вы предназначены, к своему истинному родству и достоинству. Возвращайтесь в Отечество (от слова Отец). А как? Через Меня – Я есть Дверь, и Мною кто войдет, тот спасён будет для этой жизни истинной и счастливой – жизни «принца», а не «бродяги».

Почему именно и только через родство со Христом? Потому, что Он – Сын Божий по природе Божества, но Он и наш сотелесник, Он – истинный Человек – наш родственник. Он как бы стал звеном в цепи, которое было утрачено, и один край цепи остался на одном краю пропасти, а другой оказался на другом краю. Но стать истинным другом и сродником Христа можно, только отказавшись от родства ветхого – того единственного, которое обрекло нас быть «бомжами» – людьми, потерявшими Дом и Отечество. Что это значит? То, что, полюбив Бога, мы разрываем всё ветхое, что нас связывает со старой жизнью скитальцев бездомных, мы как бы покидаем подворотни и ночлежки и приходим во Дворец.

Но это совсем не значит, что мы забываем и бросаем тех, кто был с нами до этого – наших плотских сродников и друзей по человеческому родству и любви. Мы, приобретая любовь Христову, приобретаем и их в своем сердце, но уже по-новому, не по необходимости вместе с ними искать кусок хлеба и крова, а по свободе быть такими в любви, как и наш Отец – свободными и не связанными узами мира. Любовь ко Христу не исключает как таковую любовь к родным, она делает эту любовь совершенной и свободной от пристрастий, от зависимости общей ветхой жизни. Эта любовь уже не обрекает нас на созависимость земной нужды и жизни ради земного, она нас влечет к Небу и дает возможность нашим родным следовать за нами. А если они выберут остаться, то мы выберем, то, для чего созданы, лучшее – родство Небесное, не отрекаясь от любви к ним и не теряя ее, но и не оставаясь с ними гражданами мира греха, где им бывает привычнее и спокойнее пребывать. Как-то один отец сказал замечательно на каприз сына: я тебя люблю, но ради тебя не буду разрывать со Христом. Хочешь, пойдем со мной к Нему, не хочешь – оставайся, но не обвиняй меня в нелюбви, потому что настоящая моя любовь к тебе может быть только во Христе, в Боге, Который есть Отец первый и истинный. Кровное отцовство и материнство – это образ, икона первого и изначального Отцовства Бога, как и сыновство кровное – это образ отношения нашего к Богу, Он – источник, а мы вода этого источника, без Него нет и в нас того, что было бы духовным и совершенным. Именно поэтому святые говорят, что родство духовное выше кровного, хоть и не исключает его. Но важно, чтобы, на самом деле, оно было духовным, именно в Боге оно может иметь место, когда люди стремятся каждый со своей стороны именно к Нему, и уже в Нем обретают единство. В этом и суть Церкви.

Теги: семья вера душа Православие церковь проповедь духовностьхристианство родственники

Иеромонах Иаков (Тупиков)