Народные поверья и приметы от древности до наших дней

Многие народные поверья, бытовавшие среди предков гагаузов, сохранились до наших дней, но мало кто сегодня может дать им толкование, разве что дедушки-бабушки, которым уже восемьдесят, представители же более молодых поколений зачастую сами теряются в догадках и не могут толком объяснить, что и почему. Восполним же и этот пробел, ведь чтобы быть достойными потомками своего народа, надо знать не только о его традициях, но и о других составляющих культуры.

Сегодня я расскажу о некоторых наиболее любопытных (на мой личный взгляд) космографических и географических воззрениях гагаузов на природу, а поможет  в этом, как всегда, знаменитый этнографический очерк Валентина Мошкова «Гагаузы Бендерского уезда». 

Вот что, в частности, пишет автор о восприятии природы гагаузами: «Космографические и географические сведения у гагаузов, как и у большинства современных нецивилизованных народов, представляются в виде смеси из осколков древних мифов, мифов позднейших и, наконец, обрывков современных сведений, почерпнутых из школ. Эти сведения очень часто противоречат друг другу и одно другое исключают, но это не мешает им уживаться рядом не только в головах многих людей, но зачастую даже в одной».

Звезды Бог сотворил для красоты. Их на небе столько же, сколько людей на земле, у каждого человека – своя звезда, а величина ее соответствует общественному положению человека. Так, например, царские звезды – самые крупные, звезды бояр и богачей немного поменьше, а самые мелкие и тусклые – звезды бедняков. Когда человек умирает, его звезда падает и по величине этой звезды можно узнать, какой человек умер – богатый и знатный, или простой и бедный.

Из числа прочих звезд гагаузы обращают особое внимание на «какую-то крупную звезду» на западе, которую они называют «Керван кыран йылдызы» («звезда, под которой погиб караван»), она появилась на небе сразу после великого потопа; Большую Медведицу – «Араба» («воз»); Млечный путь – («Саман ёлу»), путь, по которому какой-то человек тащил солому, украденную им у своего крестного отца.

Облака гагаузы представляют себе в виде холодца («пача гиби»), однако холодца настолько крепкого, что св. Илья ездит по нему на огненной телеге, запряженной тройкой белых лошадей.

Гром происходит от шума колес этой телеги. Когда же гром особенно сильный, гагаузы говорят, что св. Илья сердится.

Когда гром в текущем году загремит впервые, берут кусок железа и прикладывают ко лбу, чтобы весь год быть здоровыми. (Кстати, это поверье соблюдается у гагаузов и в наши дни. Не раз мне самой приходилось быть свидетелем того, как при первом громе старенькие бабушки берут столовую ложку и прикладывают ее ко лбам своих маленьких внуков. Видимо, со взрослыми эти «бабкины сказки» уже не проходят).

Молния представляется в виде огненных стрел, которые св. Илья бросает в шейтанов. Говорят, что во время молнии шейтаны (черти) прячутся за людей, животных и даже могут прятаться в жилищах. Поэтому во время грозы собак и кошек выгоняют из дома и отгоняют их от себя. Этого же правила придерживаются и пастухи на пастбищах и в полях.

Человек, убитый молнией, считается праведником. На месте его гибели принято ставить крест.

Дождь – это вода, которая падает с неба и питает источники и реки, а потом, посредством их, впадает в море. Из моря Бог перемещает воду обратно на небо при помощи особых людей, которые перетаскивают воду в мехах («тулум»). Принимать пищу во время дождя грешно, потому что в это время «Бог работает».

Что такое радуга («кушак»), как пишет Мошков, гагаузы ему не могли объяснить, но они верили, что если кому-нибудь удастся пройти сквозь нее, то мужчина сделается женщиной, а женщина – мужчиной.

При появлении радуги, обращают внимание на то, какой цвет в ней преобладает: если зеленый, то говорят, что будет хороший урожай пшеницы; если красный, говорят, что хлеба посохнут на корню, зато уродится виноград; если желтый, то хорошо уродится ячмень.

Ветер, по верованиям гагаузов, выходит из земли. Если неожиданно поднимается сильный ветер, то говорят, что где-то случилось убийство.

Отчетливо помню, что бабушка строго-настрого велела прятаться в доме, если на улице поднимался вихрь. Никогда не задумывалась, почему и зачем, считала, что просто она боялась ветра. И вот что прочитала на этот счет у Мошкова: вихрь, поднимающий столбы пыли, называют «яврушка». Верят, что в этом вихре летит сам шейтан, а потому, если человек попадет в этот вихрь, то непременно заболеет. От болезни, вызываемой яврушкой, некоторые старухи знают особый заговор. Произнося его, они жгут тряпку, потом вертят ее и обуглившимися краями этой тряпки обтирают губы и уши больного, а также ноги и пальцы рук. Умываться надо только через два часа после обряда.

Огонь считают живым существом и верят, что у него есть душа, в честь такого живого огня есть особый праздник – день св. Фоки. (Кстати, удивительно, но по-молдавски огонь – «фок»). Кроме живого, есть еще и бездушный огонь («джянсыз атешь»), его добывают трением друг о друга двух кусков дерева. К добыванию такого огня прибегают в случае повальной болезни овец.

Для этого выбирают двух холостых парней – первенца и последнего сына в семье. Они идут на межу, отделяющую земли села от соседних. И там разводят этот огонь.

Шутить с огнем считается грешным. Говорят, если играть с огнем или плевать в него, то будут проблемы с недержанием мочи.

После заката нельзя давать огня из дома, потому что маленькие дети будут плакать.

Pic credit: Maria Bratan
Pic credit: Maria Bratan