Новая цель в Арктике - литий для электромобилей и ядерного оружия.

14k full reads
18k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 78% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Самое крупное из известных месторождений сподуменовых руд на Кольском полуострове находится к востоку от Хибинских гор в районе озера Колмозеро. Это самая большая заповедная территория в Европе. Фото: Томас Нильсен
Самое крупное из известных месторождений сподуменовых руд на Кольском полуострове находится к востоку от Хибинских гор в районе озера Колмозеро. Это самая большая заповедная территория в Европе. Фото: Томас Нильсен
Самое крупное из известных месторождений сподуменовых руд на Кольском полуострове находится к востоку от Хибинских гор в районе озера Колмозеро. Это самая большая заповедная территория в Европе. Фото: Томас Нильсен

Арктика стала новой стратегической областью за которую вступают в борьбу все новые и новые игроки.

Благодаря стремительному переходу мирового автопрома с двигателей внутреннего сгорания на электрические моторы спрос на литий-ионные батареи взлетел до небес. Безуглеродное будущее также потребует огромного количества аккумуляторных батарей для хранения энергии ветра и солнца.

По данным агенства Bloomberg, спрос на литий-ионные батареи вырастет примерно с 526 гигаватт-часов в 2020 году до 9300 гигаватт-часов к 2030 году. В компании Rystad Energy пришли к выводу, что для удовлетворения этого спроса мощности производства карбоната лития к 2028 году необходимо увеличить с нынешних 520 тысяч тонн до 2,8 млн тонн в год.

В докладе говорится, что без разработки новых месторождений в 2026-2027 годах рынку грозит значительный дефицит предложения.

Большая часть батареи электромобиля, на самом деле, не состоит из лития, но для каждой ячейки в батарее требуется несколько граммов его как на аноде, так и на катоде.

Новая цель в Арктике - литий для электромобилей и ядерного оружия.

Производители аккумуляторов довольно схематично раскрывают, сколько они потребляют лития, но как минимум каждому электромобилю требуется несколько килограммов металла, а когда речь заходит о новых автомобилях мощностью 100 киловатт-часов и более. цифры становятся двузначными. Если масштабировать это в соответствии с амбициями GM, Daimler и VW Group, чтобы все они производили 240 гигаватт-часов емкости аккумуляторов в год в течение десятилетия, то, по консервативным оценкам, каждый автопроизводитель будет использовать 24 000 тонн лития в год.

Излишне говорить, что в настоящее время в мире нет простого способа поставки такого количества, и одна из причин заключается в том, что литий довольно сложно добыть.

В солончаках Атакама в Чили есть огромные залежи лития, которые относительно легко добыть. Это не идеальный процесс, он использует много воды и создает некоторые серьезные проблемы на местном уровне , но с точки зрения методов извлечения лития из месторождений полезных ископаемых, он относительно неразрушающий.

Солончаки Атакамы
Солончаки Атакамы
Солончаки Атакамы
Из подземных месторождений богатую литием воду перекачивают в искусственные водоемы, где она под палящим солнцем испаряется от полугода до полутора лет. Цвет водоемов меняется в зависимости от содержания лития – чем дольше соляной раствор простоит на солнцепеке, тем концентрированнее он становится. Площадь каждого из этих бассейнов – несколько футбольных полей. Местное население жалуется на то, что рядом с такими предприятиями пропадает питьевая вода, гибнет рыба, а животные слепнут от ядовитой пыли. По мере роста цен на литий их ждет новая проблема: как только для ускорения добычи воду станет рентабельно нагревать, регионы столкнутся с энергетическим кризисом.

Второй способ включает в себя добычу пегматитовых минералов, которые состоят из кварца, полевого шпата, слюды и других кристаллов, затем ее дробят взрывом, а затем, по сути, тот же растворимый метод извлечения лития аккумуляторного качества, что и в Атакаме.

Российская государственная горнодобывающая и атомная компания "Росатом" хочет сделать то же самое на Кольском полуострове на северо-западе России.

Несмотря на более высокую стоимость разработки месторождений на севере России, "Росатом", вероятно, отдаст приоритет им из-за важности лития для производства термоядерного оружия. Дейтерид лития используется в современном термоядерном оружии (водородных бомбах) в качестве топлива.

Новая цель в Арктике - литий для электромобилей и ядерного оружия.
Термоядерные боеголовки являются многоступенчатыми, с твердым дейтеридом лития-6 в качестве термоядерного топлива для второй ступени. Нейтроны, высвобождаемые при расщеплении плутония на начальной стадии оружия, соединяются с литием, образуя тритий. Затем тритий соединяется с дейтерием с образованием нейтронов высокой энергии, которые запускают деление урана или плутония на вторичной стадии.
олмозерское литиевое месторождение редкометалльных пегматитов на Кольском полуострове. Карта: Google
олмозерское литиевое месторождение редкометалльных пегматитов на Кольском полуострове. Карта: Google
олмозерское литиевое месторождение редкометалльных пегматитов на Кольском полуострове. Карта: Google

Холдинг "Атомредмедзолото" (АРМЗ), входящий в госкорпорацию "Росатом", планирует заняться добычей литиевых соединений как на Кольском полуострове, так и в Иркутской области в Сибири.

Для дочки "Росатома" добыча в удаленных районах не в новинку. На Новой Земле в российской Арктике полным ходом идет подготовка к освоению Павловского свинцово-цинкового месторождения.

Подписывайтесь друзья! Ставьте лайки!