Лошади у горских народов возвышались до обарза божества

18.01.2018

Н. Дубровин отмечал, что, весна и осень были самыми лучшими временами года для наездничества, это было время, когда жизнь черкесов отличалась наибольшею деятельностью. «С наступлением весны или осени, — писал он, — князь, собрав себе достаточную партию молодых дворян-наездников, выезжал с ними, что называется, в поле (курсив автора — А.К.). Избравши удобное место, партия располагалась в шалашах или просто под навесом. Княжеская свита, прислуга и молодые дворяне разъезжались по ночам в аулы, искали добычи, захватывали, т. е. воровали и пригоняли быков и баранов для пищи. Если ночной поиск бывал неудачен, то отправляли днем посланных в аулы, где они закупали необходимые припасы и ту провизию, которую нельзя было приобрести молодечеством, как-то: пшено, молоко, сыр и пр. Лучшие наездники отправлялись в экспедицию в дальние племена, пригоняли к своим товарищам табуны лошадей и приводили пленных. Пир за пиром, угощение за угощением следовали в это время и сопровождались стрельбою, скачками и другими играми.

В жизни черкеса нельзя указать ни одного момента, чтобы он сидел смирно; всегда есть какое-нибудь происшествие, занимающее общество и, преувеличенною вестью, обегающее весь край. Только ненастные дни, бури, да ночь заставляли каждого сидеть дома и греться у огня, домашнего очага, развалившись на разостланной полости. Простая домашняя обстановка убаюкивала их сильные ощущения; в сакле было ему тесно, душно... Все существование черкеса сложилось так, что без хищничества не было для него жизни, не было удовольствий в настоящем, не было блаженства и в будущем мире. Выводив хорошего коня, выдержав его несколько часов без корма и призвав на помощь Зейкута (Зекуатха — А.К.) — божество, по понятию народа, покровительствующее наездникам — черкес отправляется на хищничество или один, чаще же в компании, состоявшей из нескольких человек.».