Обычаи черкесов-мухаджиров в Турции

10.02.2018


Черкесы известны в Турции как народ, который сильно привязан к своим традициям. Традиции этого народа интересные, а их некоторые обычаи покажутся нам странными. Многое, что у нас в порядке вещей, считается постыдным у черкесов. Вот кое-что из этого: сидеть и разговаривать за одним столом с взрослыми, обращаться к жене по имени…
Черкесы заключают национальные браки, главным образом, потому что другие народы не примут их обычаи. Еще одна особенность – поздняя женитьба/ замужество. Очень редко можно встретить тех, кто сочетается браком в возрасте до 40 лет.
Традиции этого народа запрещают заключать брак даже с очень дальними родственниками. В основном именно из-за этого черкесы остаются холостыми. Черкес должен видеть родственную душу даже в человеке, которого он совсем не знает, не говоря уже о тех, с кем он связан семейными узами. Большим грехом считается будущая пара родом из одной деревни.
Черкесская девушка Туба Нартоп рассказала, что ее отец женился в 35 лет. Она отметила, что он еще поторопился. «А моя 50-тилетняя тетя и 70-тилетний дядя до сих пор холосты», — добавила она. Выходить замуж/ жениться до тех пор, пока старшие братья и сестры не обрели свою половинку, тоже считается постыдным. Для тех, кто не хочет дожидаться пока старшие устроят жизнь есть два варианта: либо найти пару не из черкесов, либо осуществляет умыкание невесты называемое «мазыргама».
Сотрудник Кавказского культурного союза Джихан Дилбер поделился: «Мне 40 лет. За годы своей жизни припоминаю лишь одну пару, оба представителя которой из одной деревни. Они около 5-6 лет делали все, чтобы потом могли жить вместе». Очень близкие знакомые, иными словами «друзья семьи», тоже одни из тех, кто не может быть потенциальными женихами или невестами. Как видите «запретный» список расширен, поэтому ведение холостого образа жизни приобрело черты судьбы черкесского народа.
невеста Черкесия
Как воруют невесту?
Традиции насильственного воровства невесты у черкесов нет. Девушка предпочитает воровство, если по одной из перечисленных выше причине ее замужество может считаться постыдным. Обычно родители осведомлены, что предполагается похищение, но они закрывают на это глаза. Умыкание происходит следующим образом: парень крадет девушку из дома, которую сопровождает их и «эйуза» — молодой человек, которому он доверяет. Девушка и эйуза идут в гости в дом общих знакомых. До свадьбы они гостят у них. Эйуза внимательно следит за будущей невестой. Эта семья незамедлительно сообщает родителям девушки, что их дочь под их присмотром. После этого семьи будущего жениха и невесты пытаются договориться о свадьбе и начинают подготовку к ней. Жених забирает в жены невесту из дома, где она гостила с эйузой. А в благодарность эйузе режут жертвенное животное, называемое «ашта». Голова крупного рогатого скота подается эйузе, который съедает ее с благодарностью. Для невесты с этого момента наступают сложные дни.
черкесский дом
Черкесский дом в селе Янык, Сапанджа (Измит, Турция)
Невесте не позволительно разговаривать со свекром
Пусть и не как раньше, но соблюдаемый и по сей день сложный для невестки обычай: запрещение разговаривать со свекром. Невеста после замужества становится «немой». Большим стыдом считается, если невестка позволит свекру услышать свой голос. Даже если свекор желает услышать голос невестки свершиться это может спустя лишь 10 лет. При этом он должен сообщает об этом всей округе и совершает обряд жертвоприношения для невестки. Когда собираются старейшины, он объявляет: «Хочу услышать голос невестки» и приносит животное в жертву. Только начиная с этого дня, невестка может начинать разговаривать со свекром.
Еще одна традиция, оказывающая давление на невесту и жениха это то, что они не могут появляться вместе перед свекровью и свекром. Молодожены не могут сидеть вместе перед старшими, а также не могут оставаться в комнатах по одному. Появление пары не только в доме, но и за его пределами считается постыдным. Поэтому Джихан Дилбер говорит, что в своей деревне он ни в коем случае не ходит рядом с женой. Или она идет, опережая меня на одного человека, или я. После смерти отца, главенство в их семье перешло к его брату. В этом случае пара не показывается на глаза брату. «Когда сидим на балконе, мы с супругой видим брата, она вынуждена сразу же заходить в дом». На мой вопрос Дилберу: «Доставляет ли тебе затруднение соблюдение этих традиций?», он ответил: «Нет, мы выросли с этим, это считается почитанием старшего поколения и доставляет нам удовольствие».
Не позволительно обращаться к супругу по имени
Еще одна интересная традиция черкес: невестка должна придумать другие имена всем, начиная свекром, кончая супругом. Если жене не позволительно обращаться по имени к мужу в присутствии старшего поколения, она вообще не может обращаться к свекру, свекрови, золовке и деверю по имени. Вы, наверное, подумали а «разве можно обращаться к свекрови по имени, надо называть ее “мама”». Мы имеем ввиду то, что невестка не может даже упоминать имени свекрови и свекра. К примеру, если свекровь зовут Айше и какую-нибудь соседку также зовут, к обеим из них ей нельзя обращаться по этому имени. То есть невестка вынуждена придумать имя и для соседки. Так, соседка Айше для невестки может стать Фатмой. Подобным же образом она обращается и к золовке, и к деверю. «Возможно, для других это все звучит абсурдно, но именно таким образом у нас выражается уважение к взрослым», — заключил Дилбер.
Эсра Кескин