Откуда пошла джигитовка и кто лучший наездник на Кавказе?

18.01.2018

Обучение верховой езде, естественно, начиналось с детей, и оно проходило в несколько этапов. Сначала «они упражнялись на вкопанном в землю столбе, наверху которого было утолщение с двумя выступами — сучьями, напоминавшее седло и две луки, — писал исследователь физической культуры и военной подготовки адыгов Г.Я. Гонежук. — Этот искусственный конь был в два человеческих роста, гладко обтесан и очень скользкий. Молодые джигиты должны были взбираться или слезать, не касаясь его туловищем, а лишь при помощи рук и ног.

Кроме того они должны были каждое утро бороться, расшатывая его. После соответствующей подготовки учили ездить на объезженной лошади без вооружения, без седла, а затем в седле и в полном вооружении. Главным упражнением для последующего обучения и тренировки были: прыжки на лошадь и с лошади, перепрыгивание с одной лошади на другую, доставание с земли различных предметов. Обучали на полном скаку попадать в подвижные цели, прыгать через овраги, рытвины, ямы, бугры, поваленные деревья и другие преграды».

Всадники достигали высокого мастерства джигитовки, они умудрялись проезжать по лабиринту, подбираться бесшумно к цели, на всем скаку останавливать коня перед обрывом.

«Пэтэрэз обратно мчится ураганом, Поднял перед курганом на дыбы коня, Джигитуя смело въехал на вершину», — упоминается в нартском предании.

Шора Ногмов, автор книги «История адыгейского народа», отмечал, что: «адыги удивляли соседей своей ловкостью и неутомимостью в верховой езде, красивой одеждой, искусством накидывать аркан; они соскакивали с лошади на самом быстром скаку и поднимали кольцо или монету...»

Адиль-Гирей Кешев писал, что «кавалерийское искусство просвещенной Европы не выдержит сравнения с бешеной, кипучей отвагой горского наездника. Там искусство парадное для глаз, а здесь ради самого искусства, необходимость, потребность, можно сказать вдохновение». А Н. Витсон отмечал, что «... адыгские воины так смелы на коне, так быстро умеют гнаться на лошадях, что нельзя не сдаваться им».

Надо сказать, что наездническая культура адыгов, их система воспитания всадни-ков-воинов в свое время, после депортации черкесов в Османскую империю 19 века оказала серьезное влияние на развитие турецкой кавалерии. А после захвата Францией Сирии и Ливана, Англией Ирака основу их войск составляла черкесская конница.