Значимость свадебных торжеств у адыгов

Социально-общественную значимость свадебных торжеств (джэгу) у адыгов красочно описывает Т. М. Керашев. «Поразительное зрелище — джэгу! Бывали однодневные, трехдневные и семидневные джэгу. И все эти дни огромное количество людей, с достоинством, стараясь даже громко не кашлять, простаивали в восхищенном созерцании происходящего, словно опьяненные тем, что они Люди и находятся среди Людей. Забывали о пище. Короткий, перерыв на обед — и снова сходились на джэгу, чтобы испытать радость веселого общения... Раз начавшись, джэгу переставал быть делом только того, кто устраивал свадьбу, он становился торжественным и важным событием для всего аула. Более того, на некоторые джэгу съезжались люди из далеких аулов и даже из других племен».

Такие общественно важные торжественные события с участием населения нескольких аулов (а иногда и племен) способствовали выработке канонических ритуалов обряда. «Удж-хурай», исполнявшийся в определенные эпизоды свадьбы, имел сложившуюся структуру и привлекал большое количество желающих его исполнить- Хан-Гирей С.. оставил довольно подробное описание этого танца в начале XIX века.

Все желающие участвовать в танце «...здесь становятся в кружок в виде русского хоровода, мужчины, взяв под руки девиц, локти которых касаются до их ребер, и таким образом двигаются постепенно в правую сторону, притоптывая между тем каблуками. Иногда такой круг бывает столько пространен, что внутри его вмещают музыкантов: скрипачей и флейтщиков, равно как и посторонних лиц... В таких собраниях назначается несколько расторопных молодых людей для наблюдения за порядком в кругу танцующих. Их обязанность состоит в том, чтобы народ, толпящийся на тесных танцплощадках, а равно, чтобы и конные наездники, тут же находящиеся, не слишком приближались к танцующему кругу. Кроме этих, еще несколько человек, более почетных, назначается по особому выбору хозяина (свадьбы.— Л. Н.), и их обязанность почитается важнейшей: они приводят девиц к танцующим мужчинам, строго соблюдая в этом случае принятые приличия, состоящие в том,чтобы приезжие гости не оставались без дам, и прочее)... Девица может оставить того, с которым танцует, и перейти к другому кавалеру, также возвратиться в комнату, чтобы отдохнуть... Мужчина среди танцев отнюдь не должен оставить свою даму... Шум, говор и крики народа, теснящегося в кругу танцующих, сливаясь с звуками инструментов и выстрелами, оглашают воздух».