NatPress.NET
1281 subscriber

Кто на самом деле убил Моцарта?

231 full read
367 story viewsUnique page visitors
231 read the story to the endThat's 63% of the total page views
4 minutes — average reading time
Кто на самом деле убил Моцарта?

Большинство людей абсолютно уверены в том, что великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта отравил его конкурент и завистник - Антонио Сальери. Между тем история взаимоотношений двух музыкантов гораздо сложнее и запутаннее, чем банальный сюжет про коварного отравителя.

Произнося имя Антонио Сальери, мы, конечно, сразу вспоминаем Моцарта. Постарался Александр Сергеевич, ничего не скажешь. Хоть к суду привлекай за клевету. Впрочем, и про Моцарта, и про суд чуть позже.

Антонио Сальери родился в Италии. Там его заметил Фло-риан Гассман, придворный композитор императора Иосифа II. И забрал 16-летнего юношу с собой в Вену. Там Сальери и жил всю оставшуюся жизнь. А жизнь, надо сказать, у него удалась. Он стал придворным капельмейстером, что считалось самой высокой музы-

кальной должностью. Был членом иностранных академий, кавалером ордена Почетного легиона и прочих почетных орденов. Среди его учеников были Бетховен, Шуберт,Лист. И все они относились к учителю очень даже тепло. Отмечали, что Сальери - человек добродушный, всегда готовый прийти на помощь.

Кто кому завидовал?

Оперы Сальери ставились по всему миру. Самая успешная из них - «Тарар». Либретто к опере написал Бомарше. «Я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг», - уве-

рял Бомарше. А теперь вспомним Пушкина. «Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?» - спрашивает пушкинский Моцарт. Такой вот был творческий союз -Бомарше, про которого судачили, что он отравил своих жен, и Сальери, про которого говорят, что он отравил Моцарта. Остается только гадать, как два таких чудовища друг друга-то не перетравили.

Годам к сорока Сальери исписался. Но мало ли, с кем не бывает. Иные вообще одну песенку напишут и сорок лет ее поют. В целом же карьера Сальери сложилась очень

успешно. Но под старость лет он свихнулся. Говорил всякую чушь. И в том числе признался, что отравил Моцарта. Хотя никаких достоверных данных, что он действительно в этом признавался, нет.

Моцарт и Сальери не были друзьями. Но и врагами не были. А главное - у Сальери не было никаких оснований завидовать Моцарту. Гений Моцарт или не гений - этого в те времена еще никто не знал. Это только позже выяснилось, как оно всегда и бывает. А в те времена Сальери был преуспевающим композитором и действительным статским советником, а Моцарт - неудачником и нищебродом. Вообще говоря, это Моцарт завидовал Сальери, а не наоборот.

Защитники Сальери выдвигают еще один довольно разумный аргумент. Предположим, Сальери все-таки понимал, что Моцарт - гений. И завидовал. Но тогда он должен был понимать и то, что его ученик Бетховен - тоже гений. И тоже завидовать. И тоже отравить. И Шуберта отравить. И Листа. Так, знаете ли, никаких композиторов не напасешься.

Но слухи все же ходили. Говорили, будто бы на премьере «Дон Жуана» весь зал упивался волшебной музыкой Моцарта. И вдруг раздался свист. Все обернулись и увидели, что Сальери свистит и выходит из зала. Это уже какой-то футбольный фанат получается, а не придворный капельмейстер. Тем более что Сальери не был на премьере «Дон Жуана». К тому же оперу Моцарта публика встретила безо всякого восторга. Никакой волшебной музыки публика не заметила и не упивалась. Но эта сплетня дошла до Пушкина. «Завистник, который мог освистать "Дон Жуана", мог отравить его творца», - записал Александр Сергеевич. И пошло-поехало.

Оправдательный приговор

Еще говорили, что Сальери угощал Моцарта какими-то сомнительными конфетами, не иначе как ядовитыми. Правда, он угощал Моцарта конфетами за несколько лет до его смерти.

Существует и масонская версия смерти Моцарта. В 1790 году умер император Иосиф II, который слыл вольнолюбивым монархом. На престол вступил его брат Леопольд II, который слыл вовсе не вольнолюбивым. Он ненавидел масонов, которые, дескать, устроили Французскую революцию. А Моцарт был масоном. И через год после вступления на престол Леопольда Моцарт умер. Потому что Леопольд решил его извести и обратился к графу Штуп-паху. Этот граф добывал для императора ртуть. И он же заказал Моцарту «Реквием». Заказал он, значит, «Реквием», а сам передал ртуть Сальери. А Сальери передал ртуть своему ученику Зюсмайеру, который служил секретарем Моцарта и по совместительству любовником его жены. И вот Зюсмайер, получив ртуть от Сальери, который получил ее от графа Штуппаха, который получил приказ от Леопольда II, - вот этот Зюсмайер Моцарта и траванул.

Теперь несколько слов в защиту Сальери. В его виновность не верил Бетховен. Россини говорил, что «это подлое обвинение». А вдова Моцарта отправила младшего сына учиться музыке у Сальери.

Плохо, что нельзя провести экспертизу и узнать, отравили Моцарта или он умер от ревматизма, как полагали врачи. Врачи были настолько уверены в диагнозе, что не делали вскрытия. А похоронили малоимущего Моцарта «по третьему разряду» - в общей могиле. Хотя в музее хранится череп Моцарта, но никто точно не знает, правда ли это череп Моцарта или какой-нибудь посторонний.

И все же в 1997 году в Милане состоялся судебный процесс по делу Сальери. Процесс шел во Дворце юстиции, во главе судебной коллегии стоял председатель миланского апелляционного суда. Обвинителем выступил настоящий - причем достаточно известный - прокурор, а защищали Сальери не менее известные адвокаты. Врачей пригласили в качестве свидетелей. Справедливость восторжествовала. Сальери оправдали. А нам-то теперь что делать - Пушкина, что ли, переписывать?