Древнейшие золотые монеты на свете

Вот, между прочим, мой текст про эротическую нумизматику древности

К золоту земляне питали страсть издавна, причем, любили его пылко и самозабвенно, хотя не то что научного, но даже просто житейски-логичного объяснения этому до сих пор не существует. Ну, в самом деле: металл этот совершенно непрактичен и для хозяйственных нужд применен быть не может – он мягок и от любого контакта с другими предметами деформируется-изнашивается-истирается стремительно. Да если его просто регулярно заворожено теребить в руках – этот объект истончится на ваших глазах, обратится в золотую пыль и сгинет. Странный мозговой вывих случился у людей где-то 6 тысяч лет тому назад, когда аурум вдруг стал предметом всеобщего вожделения и знаком принадлежности к высшим сословиям: в общем, как только стал бог неровно делить, едва появилась собственность и страсть к ее преумножению - тотчас же родилась алчность и золото в качестве ее осязаемого символа. А почему так вышло – никто не знает: теоретики путаются в показаниях, а древние (через толкователей-археологов) так нам толком ничего пока не сообщили.

Монеты, как известно, появились где-то в 700 году до нашей эры. Чеканить их стали греки в одном из городов, что расположены на территории современной Турции – относился этот полис либо к Ионии, либо к Эолиде, либо к Лидии. То есть, нежа свою тушку на пляжах всенародных здравниц Мармарис, Кушадасы или Бодрум, вы, вполне возможно, пяткой вдавливаете в песочек ту самую первомонету, которую ее автор сам недоуменно вертел в руках – что за хреновина? Глянь, какое я дуракаваляние учудил, никогда еще такого не было!

И, кстати, практический вам совет: никогда и ни за что не тащите с собой из Турции монеты, которые продавец вам рекомендовал в качестве древних (ну, или те, которые вы нашли сами—на берегу такое тоже случается). Во-первых, это почти наверняка подделка. Во вторых, их почти наверняка найдет таможенник и, в лучшем случае, вас ждет пара недель тюрьмы, в худшем – лет пять. И лучший случай – это как раз когда и если вам всучили «фальшаки».

Понятно, распоряжение насчет монетной чеканки отдал городской магистрат. Смысл затеи понятен и, по обыкновению, двояк: городское начальство хотело защитить народ от надувательства посторонними жуликами и при этом надуть самолично. Клеймение металла гарантировало такого металла качество и количество: незачем было теперь его всякий раз взвешивать, оглядывать подозрительно, отыскивая вкрапления меди или иной лигатуры. С другой стороны, отныне торговать в городе можно было только за местную монету. Чужую следовало сдавать менялам («трапедзитам» - от «трапедза», стол), те прихватывали свой процентик, а с него полагающуюся мзду уплачивали в полисную казну.

И тут надо понимать, что Великая Греция (и Эллада, и азиатская часть, и италийская) была тогда местом еще совершенно нецивилизованным: дикий грек жил в поросшей лесом пустоши и совсем не отличался ни утонченностью, ни шармом. Книжка Гесиода про богов еще не написана, эпос Гомера, скорее всего, только сочиняется – бродят от деревни к деревне аэды, читают стихи наизусть, вечно что-нибудь привирают или перевирают. Куросы и коры напоминают свежевытесанного, но еще неошкуренного Буратино: тюк-тюк резцом, тяп-ляп абразивом – и человеков в этих изваяниях выдавали только две руки, две ноги, посередине гвоздик (ну, или что там полагалось данному статую иметь в соответствии с назначенной ему половой принадлежностью).

Народ греки был буйный, склонный к стихийному перераспределению собственности насильственными способами – короче, эллин с готовностью навешивал встречному люлей и уносил всё, что у поперечного с собою было. Одно слово – дорийцы, племена моря. Полис и придуман был с тем, чтобы местных всегда было больше и чтобы отвешивали они, а не им.

Понятно, первомонета была золото-серебряной: такой природный сплав назывался «электр». Был он бледно-желтым и «ржавья» в нем была половина, может – две трети. Еще раз напоминаю про неотесанность туземцев: странно было бы ждать, чтоб монеты их являли собой изощренное художество. Вот 1\48 статера, весом, не поверите, в 0,28 г. До сих пор не ясно - как такие монеты носили-хранили: на базар - за щекой, наверное, но ведь иногда ж доставали? И как тогда!?

А вот первая, возможно, монета с рисунком: 650 г до нэ, стоит под 2 тыс. долларов. Весит, между прочим, 0,6 г.

С одной стороны их украшали «куадрум инкузум» - вдавленным квадратом, который напоминал свастику (а, по некоторым версиям, ею и был). На второй стороне поначалу вообще ничего не было: брали электровый прут, кромсали его на равные куски (не поверите, с точностью до десятых грамма), укладывали на наковальню да тюкали сверху молотком. Случилось первомонете быть отчеканенной в году эдак в 700-м.

Эти не 700 г, но лет на 50 моложе, однако, архаический вариант был таким же. И quadrum icusum здесь не похож на свастику, но другого варианта не нашел. Стоит сейчас тысячи полторы долларов

Довольно быстро стало понятно, что жуликов в Великой Греции много и знают они тысячу и один способ порчи монеты: то с краешка кружок покромсают, то со стороны, где нет изображения, электра отщипнут. Пришлось резать чеканы для обеих сторон монеты и следить за тем, чтобы рисунок вплоть до краешка кружка тянулся. Но без красивостей по-прежнему обходились – средь народа было много кастетов и мало эстетов. Такой статер весит 14 г. и стоит сейчас 10 тыс долларов

А это гемигекта 650 года, ценой нынче долларов в 900

Но лет через 70-100 завелась в греках эдакая легкая мечтательность. На монетах решили знак города помещать: вот, к примеру, черепаха Эгины 600 г. до нэ. Стоит долларов 80:

Тут мало что разглядишь, поскольку работали не очень аккуратно. Эта монета помоложе и с тем же сюжетом

Золото научились плавкой отделять от серебра и появилась монетная стопа: талант (60 кг, хотя был 30 и 16 кг) делился на драхмы, статеры, оболы, лепты. Появились фракции (скажем, полстатера; тетра-, она же четверодрахма; тригемиобол – три половинки обола, т.е. полтора обола). Самые массовые тиражи в золоте (по крайней мере, из того, что до нас дошло) – у гекты. Тут города-монетарии изгалялись вовсю. Вот примеры: все отчеканено вскоре после 600 года до н.э. Это, например, монеты Ионии, приблизительно - 525 г, все стоят от полутора до двух тысяч долларов

Вот это золото знаменитого царя Креза - весит 8 г., стоит сейчас около 5 тысяч долл

Ну, а дальше начался расцвет монетного дела. Обычай плющить металл и так наделять его дополнительной (фиатной) ценностью распространился вплоть до Китая: там чеканили денюжку дырявую, чтобы нанизывать и ожерельями таскать. Много было денежек из меди и бронзы в Греции. Чеканка приобрела виртуозность, которой повторно достигли только изготовители талеров веке, наверное, в 17-м: изображения стали многофигурными, изощренно-тонкими, передающими движение и эмоции.

Вот сатир из Пантикапея (350 г. до нэ). Редкость и стоит почти как весь "крымнаш", в котором его отчеканили (ну, вру, тысяч 50 долларов)

А вот позднеклассическое и эллинистическое золото. Это Египет, 8 драхм и стоит 27 тыс. долларов

А это Птолемей за 10 тысяч долл

Все это, впрочем, к нашей теме имеет отношение косвенное: золото (электр, вернее) 700 г до нэ., самое древнее, отчеканенное на заре античности, лет 200-ти, наверное, совершенствовали. Поначалу даже не понимая толком – а что ж это такое и зачем оно? Вообще же, по правде говоря, если меня что в моем агностицизме и способно поколебать иногда, то это именно нумизматика. Вот никак не избавиться от ощущения, что в этой истории с золотом вообще и монетами в частности, кто-то взял человечество за холку и поволок, не давая ни остановиться, ни свернуть. А был то друг рода человеческого или его враг – поди знай.

Буду искренне благодарен за лайк тем немногим, кому хватило сил дочитать