«Атаго» – как типовой тяжелый крейсер японских ВМС

20 June 2020
791 full read
1,2k story viewsUnique page visitors
791 read the story to the endThat's 61% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Первая половина прошлого века была богата на новинки и инновации в области военного кораблестроения, которые в итоге вылились в создание и дальнейшее активное развитие новых классов кораблей, постройку кораблей большими сериями, оснащение их более совершенными видами вооружений и систем, в том числе радиоэлектронных. Анализируя прогресс в области морских вооружений, можно сделать вывод, что каждая из крупных держав внесла что-то свое в гонку вооружений в межвоенный период, при этом стараясь в первую очередь придерживаться своей стратегии и своего пути.

Тяжелые крейсера "Аоба" и "Фурутака" - одни из первых тяжелых крейсеров японского флота
Тяжелые крейсера "Аоба" и "Фурутака" - одни из первых тяжелых крейсеров японского флота
Тяжелые крейсера "Аоба" и "Фурутака" - одни из первых тяжелых крейсеров японского флота

После Первой мировой войны японский флот, ранее «тяготевший» к британской школе кораблестроения, выбрал «свой собственный» путь развития, постаравшись творчески воплотить опыт мировой войны. И надо признать, это у японских флотоводцев и кораблестроителей получилось неплохо – были созданы линейные крейсера типа «Конго», эсминцы типа «Фубуки», мощные авианосные силы. К достижениям Японии в области развития военно-морских вооружений можно отнести и «флот» тяжелых КР, ставший грозной силой в военной стратегии Страны восходящего солнца. Причем Япония, начавшая строить свои тяжелые КР практически сразу после английских «хаукинсов», быстро заняла лидирующие позиции в этом классе, разработав собственный стандарт.

К моменту проектирования и постройки крейсера «Атаго» (тип «Такао»), «героя» нашей статьи, японский флот пополнился несколькими типами КР, позднее отнесенных к классу тяжелых. Получив опыт в постройке КР типа «Фурутака» и «Аоба», которые ранее классифицировались как «7100-тонные скауты», японский императорский флот в конце двадцатых годов пополнился четырьмя тяжелыми «вашингтонскими» КР типа «Миоко», проект которых оказался достаточно удачным. Соответственно, было принято решение построить еще четыре корабля по несколько усовершенствованному проекту, однако если с концептуальной точки зрения все было достаточно обоснованно и решено, то с практической еще оставались вопросы. С точки зрения современного читателя, если разработан удачный проект боевого корабля, и страна взяла курс на усиление своей военной мощи, то в дальнейшем уже не должно быть организационных проблем на пути реализации кораблестроительных программ. Однако и тогда, как и сейчас, борьба политических сил в стране часто оказывала влияние на процесс развития армии и флота.

Крейсер "Миоко", проект которого послужил основой для создания крейсера "Атаго" (тип "Такао")
Крейсер "Миоко", проект которого послужил основой для создания крейсера "Атаго" (тип "Такао")
Крейсер "Миоко", проект которого послужил основой для создания крейсера "Атаго" (тип "Такао")

Так в случае с усилением японского флота в основном и постройкой «Атаго» (и его систершипов) в частности борьба политических сил в середине 20-х годов прошлого века привела к сокращению военных расходов и отклонению ряда кораблестроительных программ, рекомендованных военными. Однако Морской генеральный штаб (МГШ) продолжал вести разработку новых программ, внося коррективы, которые могли бы быть приняты правительством. В работе Э. Лакруа «Japanese cruisers of the Pacific War» («Японские крейсера в войне на Тихом океане») представлены данные по нескольким вариантам военных программ кораблестроения, подготовленных и представленных для рассмотрения, из которых был утвержден только последний вариант – «вариант Е» (табл.1)

Как видно, в каждой последующей программе количество запланированных к постройке кораблей сокращалось, причем по некоторым классам достаточно значительно. Показательно, что запланированные к постройке 36 эсминцев водоизмещением по 1 700 т относились к уже известному нам типу «Фубуки» (Navygaming, № 3/2016), а четыре КР по 10 000 т – к типу «Такао», один из этих крейсеров и стал крейсером «Атаго». Следует отметить, что заслуга в реализации проекта «Такао» во многом «принадлежит» и американцам. Решение американцев строить тяжелые КР серийно, закрепленное в принятом конгрессом США «Первом крейсерском биле», подтолкнуло и японское правительство. И хотя американцы только начинали планировать постройку своих первых тяжелых КР (ставших впоследствии СА-24 «Пенсакола» и СА-25 «Солт-Лейк-Сити»), японский МГШ прекрасно представлял потенциал промышленности США и возможности их судостроительных верфей. Соответственно, кораблестроительная программа под названием «Новая кораблестроительная программа по замене флота 1927 года» была принята на 52-й сессии парламента, и в рамках данной программы, как мы видим из таблицы, предусматривалась постройка четырех крейсеров по 10 000 т. Два КР должны были строиться по бюджету 1927/1928 года, два других – по бюджету 1928/1929 года. Крейсер «Атаго» (условное обозначение – КР «класса А» № 10) должен был строиться в первой паре вместе с основателем серии крейсером «Такао» (условное обозначение – крейсер «класса А» № 9).

Американский тяжелый крейсер "Пенсакола" - вероятный противник для "Атаго"
Американский тяжелый крейсер "Пенсакола" - вероятный противник для "Атаго"
Американский тяжелый крейсер "Пенсакола" - вероятный противник для "Атаго"

Процесс проектирования новых крейсеров был достаточно коротким, так как проект рассматривался как «усовершенствованный «Миоко», и, несмотря на то, что КР типа «Такао» по водоизмещению были чуть больше своих предшественников типа «Миоко», их размерения были практически одинаковыми. Однако с учетом опыта постройки и эксплуатации японских КР, а также информации о строительстве иностранных аналогов в проект были внесены некоторые изменения.

Требования к новым японским тяжелым КР были сформулированы МГШ еще в 1925 году, то есть еще до утверждения программы строительства, и они основывались в первую очередь на задачах, которые должны были решать эти корабли, и на выборе ожидаемых противников. В соответствии со стратегией и задачами, решаемыми флотом, основными задачами КР типа «Такао» стали поддержка своих сил, дальняя эскадренная разведка и борьба с вражескими крейсерами. Наиболее вероятным противником рассматривались подобные 10 000-тонные «вашингтонские» КР Великобритании и США с 203-мм артиллерией ГК. В качестве основного вооружения для новых кораблей были выбраны проверенные на предшественниках десять 203-мм орудий (у Э. Лакруа они названы «20-см орудия») и четыре 610-мм ТА на верхней палубе. Было выдвинуто требование по усилению бронирования, которое должно было обеспечить защиту машинного отделения (в первую очередь) от любых попаданий 150-мм и «непрямых» попаданий 203-мм снарядов на дистанции от 7 000 до 20 000 м, а на дистанции от 10 000 м – от прямых попаданий 203-мм снарядов.

С учетом возросших требований по защите проектная скорость была уменьшена до 33 узлов, а дальность плавания оставалась как и для КР типа «Миоко» – до 8 000 миль (14 узлов). Проектируемое количество гидросамолетов (ГСМ) было увеличено до трех единиц, отдельно была оговорена возможность использования данных КР как флагманов флота в мирное время и флагманов эскадр в военное время.

Крейсер типа "Такао" в постройке
Крейсер типа "Такао" в постройке
Крейсер типа "Такао" в постройке

Разработка проекта, по которому был построен «Атаго», была начата в 1925 году капитаном 1-го ранга К. Фудзимото, проект окончательно был утвержден в 1926 году уже под руководством контр-адмирала Ю. Хирага. В целом, как уже отмечалось ранее, корпус, система защиты, энергетическая установка и расположение орудий главного калибра (ГК) повторяли тип «Миоко», однако были и некоторые существенные отличия. В первую очередь во всех справочниках при описании данного типа КР упоминается, что его «20-см орудия 3 года № 2» (203,2-мм) имели увеличенный до 70 градусов угол возвышения, что по замыслу конструкторов должно было обеспечить возможность их применения против авиации противника. К отличиям проекта также относят более мощную защиту погребов, широкое использование стали Дюколь (вместо стали НТ), алюминия и электросварки. Корабли также получили две катапульты (как и новые американские тяжелые КР), поворотные торпедные аппараты на уровне верхней палубы и специфическую массивную носовую надстройку. Следует отметить, что ряд особенностей в проект новых КР были внесены по результатам зарубежной командировки Ю. Хирага, которому удалось получить информацию о характеристиках строящихся британских тяжелых КР типа «Кент».

Таким образом, к моменту начала финансирования проектные работы были завершены, и вскоре были заложены все четыре КР: головной «Такао» – 28 апреля 1927 года на верфи ВМФ в Йокосука, КР «Атаго» – также 28 апреля 1927 года на верфи ВМФ в Куре, КР «Майя» – 4 декабря на верфи фирмы Кавасаки, крейсер «Текай» – 26 марта 1928 года на верфи фирмы Мицубиси. Стоимость каждого КР оценивалась в 28,37 млн. иен.

Сборка боевой рубки крейсера "Такао"
Сборка боевой рубки крейсера "Такао"
Сборка боевой рубки крейсера "Такао"

Строительство кораблей шло практически по плану, в зависимости от полноты финансирования работ. Головной КР серии – «Такао» был спущен на воду 12 мая 1930 года, КР «Атаго» – 16 июня 1930 года (всплыл в доке) на верфи в Куре, там же, где был построен линкор «Нагато», авианосец «Акаги» и позднее будет строиться ЛК «Ямато». Интересно, что после спуска на воду этих двух КР их постройка была приостановлена. Это было вызвано необходимостью испытаний макета новой носовой надстройки КР «Такао», которые прошли в октябре-декабре 1930 года. Первым 30 марта 1932 года в строй флота вступил КР «Атаго», вторым, 31 мая того же года – крейсер «Такао». Любопытно, что заложенные позже КР «Текай» (заложен позже на 11 месяцев) и «Майя» (заложен позже на 20 месяцев) вступили в строй примерно в тот же период, 30 июня 1932 года.

Как отмечает Э. Лакруа, первоначально крейсера типа «Такао» как корабли водоизмещением более 7 000 т были отнесены по существующей японской классификации к «крейсерам первого класса» (по классификации 1898 года). После подписания Лондонского соглашения 22 апреля 1930 года КР были разделены на две категории в зависимости от вооружения: КР класса «А» (с 203-мм орудиями ГК) и КР класса «Б» (с 152-мм орудиями и меньше), позднее названные тяжелыми и легкими крейсерами соответственно. Таким образом, «Атаго» и его систершипы были отнесены к тяжелым КР и именно в этом качестве вошли в историю.

Тяжелые крейсера типа "Миоко", на первом плане - "Асагира"
Тяжелые крейсера типа "Миоко", на первом плане - "Асагира"
Тяжелые крейсера типа "Миоко", на первом плане - "Асагира"

После окончания постройки корабли имели длину между перпендикулярами 192,54 м (по ватерлинии – 201,72 м; общую – 203,759 м), ширину максимальную 18,999 м (по ватерлинии – 18,18-18,2 м), осадку – 6,529 м. Сравнивая данные показатели с проектными, можно отметить их практическое соответствие друг другу, однако с водоизмещением такое «равенство» обеспечить не удалось. По проекту новые КР должны были иметь стандартное водоизмещение 9 850 т (с 67 % запасов – 12 986 т), что позволяло формально их отнести к 10 000-тонным крейсерам. Фактически, по состоянию на 1932 год, КР этого типа имели стандартное водоизмещение от 11 350 т до 11 472 т, нормальное – 12 050-12 532 т, а с 67 % запасов – 14 129-14 260 т. Таким образом, корабли получили значительную перегрузку – реальное водоизмещение, как видно, превысило проектное значение более чем на 10 %, к примеру, крейсер «Атаго» имел водоизмещение 14 260 т, а полное – 15 625 т!

Такое превышение водоизмещения уменьшило высоту надводного борта, дальность и скорость кораблей, ухудшило их мореходность. В такой ситуации наибольшую опасность представляло уменьшение метацентрической высоты (МВ) и снижение остойчивости КР, особенно в облегченном состоянии (при уменьшении запасов топлива и боеприпасов). К примеру, КР «Такао» в 1932 году при водоизмещении 11 406 т имел МВ равной 0,38 м и диапазон остойчивости 73 градуса (в 1937 году – 11 523 т; МВ – 0,17 м; 68 градусов) вместо МВ более 1 м и диапазона 75 градусов (по норме). В тот же период КР «Атаго», как и остальные систершипы, имел метацентрическую высоту 0,14-0,19 м, а диапазон остойчивости 66-67 градусов. Вскоре японский Императорский флот получил урок, который показал, к чему приводит пренебрежение требованиями по остойчивости («инцидент с 4-м Флотом», трагедия с «Томодзуру»), что повлекло за собой проведение работ по снижению верхнего веса на кораблях и уменьшение строительной перегрузки, однако полностью исключить все последствия просчетов при строительстве не удалось. В качестве одного из способов улучшения остойчивости было принято решение увеличить запас жидкого балласта (морская вода) до 250 т, а затем, после инцидента с «Томодзуру», до 450 т (для «Текай» – до 600 т).

Тяжелый крейсер "Атаго" на испытаниях
Тяжелый крейсер "Атаго" на испытаниях
Тяжелый крейсер "Атаго" на испытаниях

Однако неверно будет считать, что данный недостаток был присущ только крейсеру «Атаго» и другим КР типа «Такао», в сущности, такое же положение дел было с большинством кораблей японского флота, с КР и ЭМ в первую очередь. Так что можно сказать, что КР данного типа в полной мере стали «типовыми» крейсерами японского Императорского флота, построенными в 20-30-е годы ХХ века: быстроходными кораблями с мощным артиллерийским и торпедным вооружением, с облегченной защитой, но перегруженными и с пониженной остойчивостью.

Уже отмечалось, что КР «Атаго» во многом повторил корабли типа «Миоко» за исключением некоторых особенностей. Здесь же только подчеркнем отдельные, уже ставшие «типовыми», аспекты проекта. Так, корпус корабля и его обводы повторяли таковые в типе «Миоко», так же, как и на предшественниках, горизонтальная и вертикальная броня были включены в силовую структуру корпуса. Некоторые данные для сравнения этих кораблей нами были объединены в таблицу 2.

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что японцы «нашли» свой типовой проект тяжелого КР, который в дальнейшем можно было только улучшать и тиражировать.

Типовой для японских тяжелых КР стала и броневая защита, основанная на принципах, отработанных еще на проекте «Фурутака», разумеется, с некоторыми улучшениями от проекта к проекту. Также типовым для японских тяжелых КР стало пирамидальное размещение большинства (трех-четырех) двухорудийных башен ГК с 203,2-мм орудиями в носовой части, а также размещение ТА на верхней палубе. Количество орудий ГК (10-203-мм орудий) стало своеобразной «визитной карточкой» японских тяжелых КР, что было обусловлено желанием обеспечить своим кораблям максимально возможное вооружение, и в дальнейшем стало неким стандартом. Система управления артиллерийским огнем (так называемая «система слежения за указателем») была аналогом ранее установленной на предыдущих японских тяжелых КР. Дальномерное оборудование было таким же, что и на типе «Миоко», но с дополнительным дальномером.

Боевая рубка тяжелого крейсера "Такао", схема
Боевая рубка тяжелого крейсера "Такао", схема
Боевая рубка тяжелого крейсера "Такао", схема

Что касается защиты, то начиная с «Миоко», бортовой пояс тяжелых КР закрывал не только машинно-котельные отделения (МКО), но и охватывал борт от барбетов носовых башен до кормовых и имел наклон наружу. Систему защиты, примененную на «Атаго», японцы впоследствии применили (с некоторыми изменениями) и в последующих проектах (КР типа «Могами», «Тоне», ЛК типа «Ямато»). Горизонтальное бронирование практически полностью соответствовало бронированию, используемому на КР типа «Миоко», как и система противоторпедной защиты (ПТЗ).

Силуэт новых КР в целом был похож на силуэт крейсеров предыдущего типа: две трубы (одна из них сдвоенная – первая); три башни ГК в носу, две – в корме; массивная носовая надстройка. Все это позволяло однозначно идентифицировать национальную принадлежность данных кораблей, в то же время размещение грот-мачты, кормовой надстройки и особенности носовой позволяли отличать КР именно данного типа даже на значительном расстоянии.

Типовые решения нашли свое применение и в энергетической установке (ЭУ) крейсера «Атаго» и однотипных с ним кораблей. По данным Э. Лакруа, механизмы КР типа «Такао» во многом повторяли ЭУ крейсеров типа «Миоко», но отсутствовали электромоторы-генераторы для вращения внутренних гребных валов на крейсерском ходу. Носовая труба объединяла дымоходы № 1 и № 2 и имела больший наклон назад из-за увеличенных размеров носовой надстройки, а кормовая (дымоход № 3) – была прямой в отличие от кораблей типа «Миоко».

Боевая рубка тяжелого крейсера "Такао", Йокосука
Боевая рубка тяжелого крейсера "Такао", Йокосука
Боевая рубка тяжелого крейсера "Такао", Йокосука

После ввода в строй всех КР типа «Такао» их прикрепили к военно-морскому округу Йокосука, и 1 декабря 1932 года они составили 4-ю эскадру КР Второго флота, в которой и находились основное время своей боевой службы (за исключением вывода в резерв и выполнения отдельных заданий). Эти корабли стали последними разрешенными договорами японскими тяжелыми КР, и в них были использованы самые современные на тот момент технические решения, что позволило избежать большой череды модернизаций, через которые прошли крейсера предшествующих проектов накануне Второй мировой.

Но первую, «незапланированную», модернизацию кораблей провели уже в течение весны-осени 1936 года как реакцию на решение комиссии по расследованию «инцидента с 4-м Флотом». На «Атаго» и других однотипных кораблях провели работы по усилению продольной прочности корпуса, закрепив по бокам от киля 16-мм плиты стали Дюколь (шириной 1,5 м) и добавив на верхней палубе 19-мм плиты. Кроме этого на кораблях серии укоротили фок-мачту, заменили 40-мм зенитные орудия Виккерса на счетверенные 13,2-мм пулеметы Гочкиса, заменили прожекторы, сняли вспомогательный котел.

Первую основную модернизацию КР типа «Такао» планировали провести в два этапа: «Атаго» и «Такао» – до конца 1939 года, «Майя» и Текай» – до середины 1941 года. Однако этим планам не удалось осуществиться, и модернизация была проведена только на первых двух КР: «Атаго» модернизировался на верфях флота в Майдзуру и Йокосуке с апреля 1938 года по 30 октября 1939 года, а «Такао» – на верфях флота в Йокосуке с мая 1938 года по 31 августа 1939 года. Два других КР должны были встать на модернизацию («Текай» – на верфи Йокосука, «Майя» – на верфи Куре) сразу после завершения модернизаций КР типа «Могами» и «Миоко», однако эти работы пришлось отложить исходя из сложившейся обстановки.

Разрез по миделю и схема ПТЗ тяжелого крейсера "Майя"
Разрез по миделю и схема ПТЗ тяжелого крейсера "Майя"
Разрез по миделю и схема ПТЗ тяжелого крейсера "Майя"

В ходе этой модернизации на «Атаго» и «Такао» заменили стволы орудий ГК (позже, в августе 1940 года), модернизировали устройства управления артиллерийским огнем (установили новые дальномеры, визиры и вычислительное устройство), установили четыре новых 25-мм спаренных зенитных автомата. Двухтрубные ТА типа 89 (вместе с системами быстрой перегрузки) заменили на четыре 4-х трубные ТА типа 92 без щитов модели 1 мод.1; с 1940 года эти КР несли по 24 торпеды типа 93 (16 штук в ТА, 8 – в специальных защищенных пеналах). Были усовершенствованы и устройства торпедной стрельбы (установлены новые директоры, визиры, вычислитель), что позволило управлять торпедной стрельбой на большие дистанции (до 30 км). Были изменены и надстройки в кормовой части корабля (убрали ангар для ГСМ), заменили грот-мачту и катапульты.

Для улучшения остойчивости и продольной прочности корпуса КР получили новые були, увеличившие максимальную ширину корпуса до 20,726 м. Часть объема булей заполнялась стальными водонепроницаемыми трубами, а остальное пространство занимали топливо и отсеки системы контрзатопления. Правда, это привело к уменьшению запасов топлива примерно на 480 т, что потребовало дополнительных работ.

Модернизация энергетической установки включала в себя замену форсунок (для уменьшения расхода топлива) и демонтаж «индукционных» турбин кормовых агрегатов. На испытаниях после завершения всех работ крейсер «Атаго» (14 838 т) развил скорость хода 34,12 узла при мощности машин 133 000 л.с., а «Такао» (14 989 т) – 34,25 узла (133 100 л.с.). КР получили новую систему контрзатопления и осушения со своим постом управления, для этого часть топливных систем были переделаны в водонепроницаемые отсеки, затоплением которых можно было исправлять дифферент (для исправления крена использовались отсеки в булях).

Схема внешнего вида тяжелого крейсера "Такао", схема внутренних помещений. Рисунок
Схема внешнего вида тяжелого крейсера "Такао", схема внутренних помещений. Рисунок
Схема внешнего вида тяжелого крейсера "Такао", схема внутренних помещений. Рисунок

Два систершипа «Атаго» – крейсера «Текай» и «Майя», несмотря на то, что их «основная» модернизация была отложена, также получили небольшие улучшения. ТА типа 89 были приспособлены для стрельбы торпедами типа 93, катапульты модели 3 заменили на катапульты модели 5, а гидросамолет типа 94 – на ГСМ типа 0.

В таком состоянии «Атаго», «Такао», «Текай» и «Майя» встретили начало войны на Тихом океане, причем крейсер «Атаго» – под флагом главнокомандующего Соединением Южных районов вице-адмирала Нобутаке Кондо. Вступивший в силу в 1930 году Лондонский морской договор прервал в Японии линию развития «вашингтонских» крейсеров, заставив кораблестроителей и военных искать иные пути пополнения флота мощными боевыми единицами, которые впоследствии стали крейсерами типа «Могами» и «Тоне». Однако и в строительстве новых кораблей можно легко найти черты крейсеров типа «Такао», ставшими своего рода стандартом для крейсеров класса «А» в японском флоте.