«Консервный нож» для брони не оправдавший надежд Вермахта

13 February

Вторая мировая война послужила всплеском развития авиации для различного военного применения.

Наряду с развитием бронетехники развивались виды вооружения для борьбы с ней. Логичным решением немецкого командования применять авиацию для этих целей и явилось создание штурмовиков, которые должны выполнять задачу борьбы с танками.

Германское машиностроительное объединение «Хеншель», после успешного применения на Западном фронте выпущенных им пикирующих бомбардировщиков Hs 123, получило заказ на разработку и выпуск штурмовика для борьбы с танками и другой бронетехникой Hs 129.

Учтя опыт боевого применения германских Ju-87, штурмовика СССР Ил-2, с одним мотором, на штурмовик Hs 129 устанавливались 2 мотора. Это позволяло при выходе из строя одного, удержать машину в небе.

Также на машине была установлена дополнительная броневая защита от легкой артиллерии, что улучшало применение самолета для борьбы с наземными целями. Hs 129 стал первым шагом на пути к воплощению идеи вермахта о «летающем танке».

Летные качества и вооружение

До начала войны с СССР опытные образцы самолета показали низкие летные качества из-за слабых двигателей Аргус (460 л. с.) и двухлопастных пропеллеров.

В 1939 году, после захвата Франции, самолет получил трофейные двигатели «Гном-Рон» (700 л. с.) и трехлопастные винты «Ратье», став первым в мире противотанковым самолетом.

Летчики и техники начали осваивать новые самолеты в учебных целях, используя различные варианты вооружения. В начале войны с СССР Люфтваффе острой надобности в этих самолетах не испытывал. Но стратегия Третьего Рейха начала на Восточном фронте давать сбои, поэтому осенью 1941 г. принимается решение о формировании боевых соединений «Хеншелей» и отправке их на фронт.

Но первые боевые действия серийных самолетов быстро показали слабые места штурмовиков:

Посредственное бронирование;
Низкая мощность двигателей;
Невозможность групповых действий машин из-за крайне отрицательного обзора пилотом боковых сфер.

Самолеты были отправлены на доработку. Осенью 1941 г. после срочного внесения изменений, начат выпуск штурмовика модификации Hs 129B. Он и стал базовой моделью для противотанковых штурмовиков Люфтваффе.

Всего их было выпущено:

1941 г. 7 шт.
1942 г. 221 шт.
1943 г. 411 шт.
1944 г. 302 шт.
Итого: 941 шт.

В 1945 г. производство прекращено.

Базовое вооружение состояло из 2-х пулеметов калибра 7,92 мм, 2-х авиационных пушек калибра 20 мм, разнообразного подвесного оружия в гондолах: 30 мм пушка, 37 мм пушка и 75 мм пушка. Вместо них могли нестись бомбы. Управление огнем располагалось на рукоятке управления самолетом и позволяло выполнять стрельбу одновременно из всех видов, так и отдельно.

Успешность и недостатки применения штурмовика

Успешность применения самолета очень противоречива. Но впечатляющий потенциал штурмовика не был реализован. По имеющимся данным самолетами были уничтожены и повреждены около 200 танков Красной Армии. По остальным видам техники, оборонительных сооружений и личного состава открытых данных нет.

Главными недостатками были двигатели французского производства и недостаток запчастей к ним. Не всегда развивалась полная мощность, а часто внезапно сами загорались. Также были очень чувствительными к попаданию грязи, песка, пыли. Всего этого было вполне достаточно в условиях фронтовых аэродромов.

Из-за узкой кабины пилота и короткой рукоятки управления, самолет имел сложности при посадке и атаках.

С наступлением зимних холодов пушки МК-101 и МК-103 отказывали. А использование кумулятивных бомб в связи с их ограниченным количеством на борту и невозможности атак с пикирования, было не эффективным.

Отсутствие обзора задней полусферы приводило к необходимости сопровождения штурмовиков истребителями. В противном случае они становились легкой добычей истребителей противника.

Ощутимого влияния на ход военной кампании достичь не удалось, так как их производство выполнялось крайне медленно. К 1943 году СССР оправился от потерь, и господство немцев в воздухе перестало существовать.

12 штурмовиков с пушками калибра 75 мм, способных пробивать броню танков Т-34 и ИС-2, попавшими на фронт в конце 1944 года и прозванными «консервными ножами» против танков, успеха не имели. Так как нигде нет сведений об их боевом применении, а один из них стал трофеем Красной Армии.

Фотографии из открытых источников Яндекс.

Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и обязательно оставляйте свои комментарии!

Читайте также - это интересно:

Уникальный поединок “Малютки” Т-60 с двумя “Тиграми”

Заметки о войне на уничтожение в дневнике генерала вермахта

Битва за Москву в дневнике генерала вермахта

Дикий лейтенант Бауржан Момыш-улы против дивизии СС "Мертвая голова"

Генерал Ватутин: «Венгров в плен не брать!»

Генерал Катуков, истинный герой Курской битвы