Алгоритм работы с Гневом, Обидой...

20 June 2018

СОЛО-ПРАКТИКА*

*Соло - самостоятельно, "один на один с самим собой".

ПОНАДОБИТСЯ:

1-2 листа А4 и ручка;
40-50 минут.

1. Вспомните случай (произошедший с вами в реальности), когда вы испытали чувство гнева/обиды/раздражения/и т.п. в контакте с кем-­то Другим (родственником/ близким/ случайным человеком).


(Можно не записывать, но с п.2 записывать всё)


2.
Я — Взрослый: «Что с тобой?»


Я — Ребенок: «Я очень зол!»

(Назвать Чувство: обида/раздражение/гнев/и т.п. В примере: Злость)

3. Я — Взрослый: «На кого ты зол?»


Я — Злой: «Я злюсь на (назвать Другого участника)».


Я — Взрослый: «Когда в какой ситуации, после чего ты разозлился на (Другого)?»


Я — Злой: «Я разозлился после того, как он... ».

(Описать (записать) случай и диалог с Другим)

4. Я — Взрослый:

«Ни ситуация, ни другой человек не могут заставить нас чувствовать, думать или делать что ­то определенное. Исхожу из того, что с этим человеком (который стал «причиной» моей Злости) – все в порядке. Он не хотел сделать мне плохо. Он не является действительной причиной моей Злости»

5. По каждому пункту (А, Б и далее) — обязательный ответ.

Я – Взрослый: «Теперь я найду причину своей Злости – нерешенную проблему. Вероятно, я либо:

А) не позаботился о защите себя, своих интересов, своего достоинства. Может быть потому, что я не осознал свои права? Или не умею о них говорить?

Б) не сказал о своих потребностях. Может быть потому, что я не осознавал свои потребности в данной ситуации? Или боялся сказать о них, так как считаю, что мои потребности «не в порядке» и с ними «что­ то не так?» или моих потребностей просто не существует?

В) не внятно сказал о своих потребностях. Не на языке этого конкретного человека и так, чтобы он меня услышал. Может быть потому, что я считаю, что другие люди обязаны понимать и распознавать мои потребности и мой язык?

Г) Не договорился с человеком о том, чего ожидаю от него. Может быть потому, что я не знаю – как договариваться и заключать контракты? Или я не готов идти на компромиссы, так как считаю, что другие люди обязаны делать то, чего хочу я и никак иначе?

Д) не взял с него (с того человека) обещание сделать то, о чем мы договорились. Может быть потому, что я не отношусь к себе всерьез? Не считаю, что имею потребности?

Е) не ухожу из отношений, в которых я сделал все, а другой человек продолжает делать то, что не приемлемо для меня, не смотря на свои обещания. Может быть потому, что я не уважаю себя?»

6. Я – Взрослый: «Я нуждался в…».

(Сформулировать свою потребность в том случае, который вы сейчас разбираете).

7. Я – Взрослый: «Что я должен был тогда (в том случае, который вы сейчас разбираете) сказать тому человеку, чтобы удовлетворить свою потребность?».

Просьба должна быть сформулирована в формате «Со мной – все в порядке и с тем человеком – все в порядке» и вне формата "Я хотел, что бы ОН/ОНА/ОНИ..."

("Что Я должен был...", а не Другой или третьи лица).

Резюме:

Знать свои права.

Говорить о своих правах.

Знать свои потребности.

Говорить о своих потребностях.

Говорить о своих правах и потребностях на языке, понятном вашему партнеру.

Учиться договариваться и заключать контракты.

Уметь брать и давать обещания.

Завершать, а не прерывать отношения.

Формулировать признаки того, что отношения действительно завершены.

На основе материалов курса транзактного анализа.

С уважением, Е.А.Нечаева