Солнечная долина в Ленинграде

23 February
122 full reads
243 story viewsUnique page visitors
122 read the story to the endThat's 50% of the total page views
1 minute — average reading time

В фонде НЭБ есть цифровые копии уникальной «блокадной» коллекции. Это раритетное собрание — всего лишь небольшая часть из запасников Российской национальной библиотеки (20 387 ед. хр.). Коллекция посвящена обороне Ленинграда (даты: с июня 1941 по 1947 г.). В нее вошли афиши спектаклей, концертов, цирковых представлений, по которым мы можем судить о репертуаре культурной жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и периода блокады. Измученные голодом и обстрелами жители, многим из которых не суждено было пережить 900 страшных блокадных дней, находили в себе силы пойти в театр, на концерт или в кино (киноафиша с голливудской красавицей Соней Хени приглашала на показ фильма «Серенада солнечной долины» с участием джазового оркестра Гленна Миллера).

Афиша из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиша из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиша из «блокадной» коллекции НЭБ

Кино в блокаду пользовалось большой популярностью у ленинградцев. В городе работало около двух десятков кинотеатров. Среди них «Колизей», «Художественный», «Аврора». Кинотеатры демонстрировали художественные фильмы и документальную хронику. Киножурналы для ленинградцев являлись по сути новостными выпусками и рассказывали о событиях в стране.

Выходили в прокат новые фильмы, в витринах появлялась реклама, и «залы заполняли изможденные, вечно мерзшие, изголодавшиеся горожане, да еще приезжавшие в командировку военные. Был лишь один месяц тяжелейшей, очень морозной и суровой блокадной зимы — январь 42-го, когда все кинотеатры были закрыты. Но постепенно они снова начинали работать».

Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ

Кинопоказы почти всегда проходили при полных залах. Жители блокадного Ленинграда ходили в кино даже в самые тяжелые времена, хотя им нередко приходилось прерывать просмотр и уходить в бомбоубежище.

«Для нас, блокадников, кино, как и метроном ленинградского радио, было подтверждением тому, что мы — живы! Кинотеатры не отапливались, не хватало электроэнергии, умирали от дистрофии киномеханики, контролеры, кассиры. И все же фильмы шли! Сеансы часто прерывались воем сирены — начинались бомбежка или артиллерийский обстрел. Зрители спускались в бомбоубежище, но, как только раздавались звуки отбоя, люди возвращались и продолжали смотреть картину», — вспоминает блокадник Вадим Брусянин.

В осажденном городе работали только кинодокументалисты. Объединенная киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов производила по специальному разрешению городских властей документальную киносъемку разрушенных районов, улиц и отдельных зданий Ленинграда. Кроме того, операторы снимали хронику повседневной жизни осажденного города: выпечку хлеба, тушение пожаров, замерзшие трупы на улицах, работу заводов, больниц, школ, библиотек и театров.

Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ

В кинотеатрах помимо хроники зрителям предлагалось посмотреть художественные фильмы, среди которых были и отечественные, и зарубежные. Наибольшей популярностью пользовались «Жди меня», «Свинарка и пастух». Еще были американские фильмы. «Они тоже помогали нам жить! “Серенада Солнечной долины” с музыкой Гленна Миллера — первая большая работа в кино Гленна Миллера и его оркестра, а также его первая актёрская роль — “Сестра его дворецкого” и “Весенний вальс” — с Диной Дурбин, в “Песне о России” мы впервые увидели Роберта Тэйлора, смотрели “Северную звезду” и “Миссию в Москву”, восхищались очаровательным диснеевским “Бэмби”.

По-прежнему шел в кинотеатрах выпущенный перед самым началом войны “Большой вальс” с Милицей Корьюс… Помимо газеты “Британский союзник”, нам перепадало и английское кино: “Леди Гамильтон”, “Джордж из Динки-джаза”, “Повесть о затонувшем корабле”. В “Рот-Фронте”, после войны ставшем… кинотеатром “Родина”, показывали присланных из Великобритании “Багдадского вора”, “Джунгли” и “Маленького погонщика слонов”, с юным исполнителем главных ролей по имени Сабу» (В. Брусянин).

Театрально-музыкальная работа героического города тоже не прекращалась. И хотя с началом блокады Ленинграда из культурной столицы были эвакуированы в тыл многие творческие коллективы, все же часть артистов осталась. Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета находились в Ленинграде всю блокаду. В октябре 1942 г. открылся новый Городской театр — ныне Санкт-Петербургский академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. В его труппу вошли артисты разных театров, не уехавшие в эвакуацию. В городе работали Театр комедии, Театр им. Ленинского комсомола, Театр им. Ленсовета, Театр юного зрителя, Театр Краснознаменного Балтийского флота. Репертуар оставшихся в Ленинграде театров был скорректирован, чтобы воодушевлять и поднимать патриотический дух жителей осажденного города.

Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ
Афиши из «блокадной» коллекции НЭБ

Среди документов хранится афиша Филармонии от 9 августа 1942 г. В этот день состоялась премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, посвященная героической обороне Ленинграда. Афиша зала камерных концертов от 23 марта 1943 г. сообщает об одном из первых выступлений известной оперной певицы Галины Вишневской.

Люди и в условиях жестокой блокады продолжали жить и наслаждаться искусством! И хотя пушки говорили наперебой, музы все равно отказывались молчать…