Все наверное слышали песню на слова австрийского поэта Рудольфа Грейнца - “Врагу не сдаётся, наш гордый “Варяг”, пощады никто не желает!”. Однако не все знают что же произошло с легендарным кораблем, после героической битвы при Чемульпо. Общепринятая версия сводится к тому, что расстрелянный ураганным огнем в неравном бою с японской эскадрой легендарный крейсер русского флота, был затоплен командой у берегов современной Кореи. Однако если я вам скажу что уже после битвы при Чемульпо и его торжественного затопления корабль не погиб, а еще основательно послужил в составе трёх флотов, его пушки потрепали нервы немцам в Моонзундском проливе, он совершил изнуряющий поход через Индийский океан на север России, позже был захвачен англичанами и покоится всего в 300 метрах от Шотландского берега - вы мне наверняка не поверите...
Итак, позволю себе напомнить читателю обстоятельства самого подвига, сделавшего корабль - легендой и примером героического самопожертвования. В начале февраля 1904 года в порт Сеула, с дипломатической и технической миссией прибыли два корабля русского императорского флота - бронепалубный крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец”. Радиорубке “Варяга” отводилось задание обеспечить надежную радиосвязь между Порт-Артуром и русским посланников в Сеуле А.И. Павловым. В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны, на рейде Порт-Артура напали на русскую эскадру, в это же время в нейтральном порту Чемульпо (современный корейский Инчхон), японская эскадра блокирует русские корабли и капитан “Варяга” капитан первого ранга Всеволод Федорович Руднёв, получил ультиматум японского адмирала Уриу в котором предлагалось сдаться на милость победителя. Ультиматум был отклонен и крейсер “Варяг” в сопровождении канонерской лодки “Кореец” предпринимает попытку прорыва с боем, прямо через японскую эскадру. Выходящих на верную смерть русских моряков с оркестром и почестями провожали не принимавшие участие в конфликте корабли флота Италии, Франции и Великобритании. Как писал в своих мемуарах командир французского крейсера “Паскаль”: - “Мы салютовали этим героям, шедшим гордо и на верную смерть!..”.
Бой был неравным, против одного зажатого в узкий 30-мильный фарватер Русского крейсера и канонерской лодки огонь вела флотилия состоящая из 1 тяжёлого, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев флота императорской японии сосредоточенные у острова Ричи. Под ураганным огнем, и начавшимся в результате попадании пожаром, русским морякам точными выстрелами удалось вывести из строя мостик и кормовую башню японского крейсера “Асама”, который из-за повреждении вышел из боя, заменивший его крейсер “Такачихо” также получил пробоину прекратил бой и затонул, поврежден крейсер “Чиода”, вступивший в бой миноносец после нескольких попаданий затонул, два других японских крейсера получили серьезные повреждения и не смогли продолжать сражение. Исход боя, решила выучка команды “Варяга” продолжавшая бой несмотря на ураган раскаленной стали, сносившей палубные конструкции и тела моряков. Как писал впоследствии один из офицеров “Варяга”: - “всюду была кровь и кровь. Обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо..”.
Горящий и искореженный ураганным огнем “Варяг”, получивший серьезные повреждения предпринял попытку вернуться в порт, произвести ремонт и продолжить бой. Однако, вскоре стало ясно что спасти крейсер не удастся, в ходе боя потеряно 45% команды. Капитан “Варяга” и канонерской лодки “Кореец” приняли решение открыть кингстоны и затопить суда (“Кореец” был взорван). Команда частично попала в плен к японцам, а частично спасена кораблями западных “союзников”. Выжившие матросы и офицеры стали героями и их подвигом восхищалась вся Европа. На этом общепринятая версия “героической гибели” заканчивается и начинается то, что не всем известно и о чем я хочу вам поведать.
Итак, курьез заключался в том, что в ходе боя у Чемульпо, “Варяг” был затоплен на мелководье, не сгинул в морской пучине, а торчал над поверхностью воды с креном в 90°, левым бортом углубившись в ил. Практический сразу у японцев родился план поднять ценный корабль, используя для этого отлив. Работы по подъему возглавил корабельный инженер, генерал-лейтенант Араи в распоряжении которого было 7 инженеров, несколько десятков водолазов и 800 корейских рабочих. Попытки оторвать корпус судна от ила успехом не увенчались, после чего было принято решение соорудить прямо на палубе кессон и используя отлив, поднять судно. На эту затею у японцев ушёл целый год, более миллиона йен и в конце концов после пробной откачки воды, 8 августа 1905 года, корпус легендарного корабля оторвался от дна и всплыл. В этот же день, на нем водрузили флаг императорской Японии.
Отремонтированному крейсеру “Варяг”, дали новое японское имя - “Соя” и ценную трофейную добычу использовали в качестве учебного корабля (крейсера 2 класса) Японского императорского флота на протяжении целых 10 лет, пока в марте 1916 года, Россия, планируя укомплектовать флотилию Северного Ледовитого океана не обратилась к Японии с просьбой продать ей несколько кораблей. Переговоры поручили вести опытному военно-морскому атташе в Японии, капитану второго ранга А.Н. Воскресенскому, который в конце концов сдвинул явное нежелание японцев продавать России боевые корабли. В конце концов, среди предложенных японской стороной вариантов, оказались несколько трофейных кораблей, когда-то уже принадлежавших России: “Сагами” (бывший “Пересвет”) отдавали за 7 миллионов иен, “Таиго” (бывшая “Полтава”) предлагался за 4,5 миллиона иен и “Соя” бывший “Варяг” - за 4 миллиона иен. Цена была явно завышена, но на севере России требовалось обеспечить безопасность торговых судов Антанты, идущих в северные порты России и деваться было некуда. Купленные суда, прибыли во Владивосток 21 марта 1916 года и уже 27 марта в 10 часов утра, на кораблях получивших свои прежние названия (кроме “Полтавы”, которая получила название “Чесма”), был торжественно поднят андреевский флаг, гюйсы, вымпелы и вновь сформированная группа “отдельного отряда судов особого назначения” отправилась в боевой поход на родину, через Индийский океан, Средиземное море и Атлантику, с приключениями прибыв в Екатерининскую бухту Александровска (ныне Полярный) к утру 18 ноября 1916 года.
В пути, команда отчаянно перебирала и приводила в порядок корабельное хозяйство, однако практически сразу встал вопрос капитального ремонта сильно изношенных узлов, механизмов и вооружения крейсера и поскольку ремонтные доки Владивостока были забиты заказами, морское ведомство с подачи адмирала Бестужева-Рюмина стало искать подрядчиков за рубежом и на заявку откликнулось Английское адмиралтейство. Остаётся только гадать какую личную заинтересованность в продавливании позиции ремонта кораблей именно в англии, имел адмирал Бестужев-Рюмин но в ведомственной записке доставленной в адмиралтейство 2 февраля, приводилось очевидно невыполнимое обязательство отремонтировать корабли за 4 месяца, гарантированное лично первым лордом сэром Эдуардом Карсоном. В это же время, в английских доках на ремонте стала уже упоминаемая “Чесма” (напомню, что чуть позже в ходе интервенции, “Чесму” захватят англичане и будут использовать ее в качестве плавучей тюрьмы для похищения советских граждан. Об этом я писал тут.), командир которой В.Н. Черкасов направил в морское ведомство секретное донесение с разгромной критикой явно неудачной затеи ремонтировать суда в Англии и крайне низком качестве ремонта фирмы “Каммель Лэрд” (“Cammell Laird” - кстати существует и поныне). Вопреки всему, морской министр адмирал И.К. Григорович оставил рапорт без внимания и поставил свою резолюцию - оставить решение о ремонте Англии без изменении.
Вскоре, “Варяг” стали готовить к переходу в Англию, где в доках Ливерпуля его ждали все те же специалисты из “Каммель Лэрд”. Предварительно согласовав план работ и сняв с крейсера 152-мм и 76-мм орудия, 25 февраля 1917 года судно взяв на борт отряд русских летчиков-стажеров (о них расскажу отдельно) снялось с рейда и отправилось в путь. Курьез заключался в том, что пока “Варяг” переходил в Англию, Россия перестала быть монархией - грянула февральская революция. Первым об этом узнал радист Мартин Козеровский который принял сообщения Германского радио и поставил в известность командира В.Н. Дена, тот в свою очередь распорядился под благовидным предлогом, на всякий случай отобрать у матросов винтовки и штыки с предписанием к офицерам, взорвать крейсер в случае революционного мятежа. 4 марта (17 по новому стилю) “Варяг” прибыл в Ливерпуль и встал на ремонт в расчете на то, что к лету ремонтные работы будут завершены и крейсер вернется в Мурманск, однако нескрываемое недоверие англичан к политическим процессам в России, подтверждало постоянное присутствие отряда “дружественных” военных с направленной на палубу пушкой и в любой момент готовых подавить мятеж на корабле.
Вскоре, из Лондона вернулся командир корабля К.И. Ден, который ездил в посольство России для консультации с послом и военно-морским атташе Н.А. Волковым. Вернувшись, он собрал экипаж и торжественно объявил что обращение “господин” отныне заменяется на “товарищ” и что матросы как часть народа России отныне получили свободу, после чего под оглушительное “ура!” вахтенный сигнальщик Воробьев поднял на фок-мачте красный флаг.
На корабле был организован судовой комитет, который тут же проголосовал за решение списать на берег трех унтер-офицеров проявивших к членам команды “излишнюю строгость”. С этого момента было очевидно что в Россию крейсер уже не вернется, так собственно и случилось...
Команда тут же принялась действовать на нервы англичанам, вдохновляя местных граждан революционными идеями. Уже 9 марта команда “Варяга” в составе 300 человек выступила в Шекспировском театре Ливерпуля, где местными классово сочувствующими пролетариями и русскоязычными гражданами был организован митинг посвященный “перевороту в России”.
Англичане ожидая политической стабилизации в России, воздержались от перспективы передачи боевого корабля большевикам и стали намеренно тянуть время нагнетая обстановку, вскоре стало понятно что в гарантированные первым лордом 4 месяца, ремонт корабля проведен не будет и 22 марта военно-морской атташе Н.А. Волков доложил в Петроград что по результатам согласовании с адмиралтейством Великобритании, ремонт продлится не менее 12 месяцев и будет стоить 300 тысяч фунтов-стерлингов. Ответная резолюция адмирала Григоровича сводилась к тому, что в текущих политических и экономических условиях, целесообразнее отремонтировать так же стоящие в Ливерпульских доках миноносцы “Грозовой” и “Властный” отложив решение по продолжению ремонта “Варяга” на потом. Команду в течении апреля-мая было решено частично отправить в Америку для приема новых кораблей, остальных отправили в Россию. На борту “Варяга” оставили 50 человек под руководством шкипера подпоручика С.П. Истомина. Задача этой группы состояла в том, чтобы снять с “Варяга” все что может пригодится флоту Советской России. В начале мая в Ливерпуль пришел пароход “Алтай” на который погрузили снятые с “Варяга” четыре 152-мм орудия со станками и боезапасом. Также в Россию отгрузили двенадцать новеньких 130-мм орудий, заказанных для “Варяга” на заводе Викерса. По прибытию в Россию, девять новых орудий будут немедленно отгружены для организации береговой обороны острова Эзель (Сааремаа) и чуть позже эти орудия доставят серьезные неприятности немецкому флоту во время Моонзундской операции.
По завершению работ по демонтажу оборудования, на “Варяге” оставили десять человек во главе с писарем Теодором Рейном, свободно владевшим английским языком. Судьба этих десятерых осталась незавидной, поскольку консул был безучастен к их проблемам и экипаж остался без снабжения и средств к существованию.
8 декабря 1917 г., англичане использовав формальную причину неуплаты (за так и не начавшийся ремонт), взяли русский крейсер штурмом, арестовав команду и уже в феврале 1918 года, над “Варягом” подняли Британский флаг введя его в состав Королевского флота, после чего целый год использовали “Варяг” в качестве ни то вспомогательного судна ни то - плавучей тюрьмы. Команда последних “Варяжцев” была арестована при штурме и помещена в Ливерпульскую тюрьму где они провели три с половиной месяца и только в середине марта 1918 г. их перевезли из тюрьмы Ливерпуля в Ньюкасл и с оказией отправили в Россию.
Через год эксплуатации фактический полностью демонтированного и изношенного судна, англичанами было принято решение утилизировать “Варяг”. Отстояв еще почти год по бухтам и причалам, судно отправили на лом, однако… зимнее море штормило и 5 февраля 1920 года, судно налетело на подводную скалу у отмели в заливе Карлтон (вот тут), всего в 300 метрах от Шотландской деревушки Лендалфут (Lendalfoot). Все попытки сдернуть корабль с места - успехом не увенчались и легендарный крейсер, волею случая не давший себя разрезать на гвозди, простоял на мели почти три года.
За это время, волны расшатали корпус, обрушилась часть палубных конструкции и тогда было принято решение с помощью газорезки и динамита, отделить кормовую часть с самой ценной добычей - машинным отделением и на плаву отбуксировать его прочь к месту утилизации. К сентябрю 1924 года, от легендарного корабля остался лишь стоящий на камнях переломанный на пополам остов, с которого попытались срезать все что можно было. В 1925 году, оставшийся фрагмент корабля сорвали с мели и.. взорвали, отправив “Варяг” в пучину Ирландского моря. Так закончился путь легенды…
Послесловие: Весной 2003 года, экспедиция Российских кинодокументалистов в рамках подготовки двухсерийного фильма “Варяг” предприняла попытку подводного спуска к острову легендарного корабля лежащего на глубине 48 метров. В экспедиции, принимал участие внук командира корабля Никита Руднев - живущий во Франции. В 2007 году, на побережье у Шотландской деревушки Лендалфут был торжественно установлен памятник (вот тут).