Как я физически развивала ребёнка до года

Cын давно уже передвигается исключительно трусцой и моментально взбирается на кухонный стол. А ещё хирург-ортопед на паре плановых осмотров сказал, что у него всё хорошо. Поэтому решила, что этот пост вряд ли кому-то повредит.

Выкладывание на живот

По совету медсестры стали выкладывать на живот после каждого мытья попы ещё в роддоме, несмотря на ещё не заживший пупок. Пупок пару раз немного кровил, делали перерыв на 2-3 дня. По периметру пеленального раскладывали тканевые бортики с картинками, рядом ставили маленький обогреватель.

Ребёнок проветривал попу и привыкал лежать на животе. Постепенно он стал приподнимать голову, а затем и верхнюю часть тела, опираясь на руки.

Массаж и динамическая гимнастика

Первые полгода после рождения ребёнка хватало сил только на то, чтобы сменить подгузник, покормить и уложить спать. Массаж делала только от колик. Иногда расстраивалась, что не занимаюсь с ним гимнастикой, или что не хожу с ним на профессиональный массаж.

Потом почитала книгу Анны Рапопорт «Энциклопедия методов раннего развития» и успокоилась. В этой книге после описания каждого метода приводятся мнения «за» и «против». Вот какие возражения были приведены против массажа:

ПРОТИВ: Ольга М., педиатр

Далеко не всем маленьким пациентам необходимы массаж и гимнастика. <...> Случается, что, насмотревшись видеозаписей или побывав на курсах подготовки к родам, молодые мамы чересчур активно разминают слабые тела своих детей, нанося непоправимый вред и их внутренним органам, и опорно-двигательному аппарату, и нервной системе.

ПРОТИВ: Константин Е., детский невропатолог

По моему мнению, массаж и гимнастику следует применять в редких случаях настоящих проблем со здоровьем и при подтвержденных диагнозах – например, при кривошее, плоскостопии, нарушениях осанки и т. д. В остальных случаях они могут навредить малышу и помешать его естественному развитию. Вот, например, мама жалуется, что ребенок в восемь месяцев начал ползать и постоянно падает, больно ударяясь головой. Она вынуждена одевать ему шлем и ограничивать его активность. А все потому, что психика ребенка еще не доросла до согласованного управления органами, необходимыми для ползания. Массаж простимулировал физическое развитие, ребенок пополз, но морально он к этому еще не готов. Не лучше было бы подождать пару недель и дать ребенку самому по ползти, не опасаясь при этом травм и наслаждаясь свободой?

Мелкая моторика

Рано отказались от царапок. Правда, пришлось чаще подстригать ногти.

Часто вкладывала в ручку предмет, а потом медленно вытягивала, ребёнок старался его удержать. Пробовала разные мягкие игрушки, шнурки, пояс от халата. Сын с удовольствием участвовал в таких развлечениях.

Ещё играла с ним в пальчиковые игры, в которых нужно по очереди загибать и разгибать пальчики под стишок, например такой:

В нашем доме лесном пять этажей: 
На первом живет семейство ежей, 
На втором живет семейство зайчат, 
На третьем - семейство рыжих бельчат, 
На четвертом живет с птенцами синица, 
На пятом сова - очень умная птица. 
Ну, что же, пора нам обратно спуститься: 
На пятом сова, 
На четвертом синица, 
Бельчата на третьем, 
Зайчата - втором, 
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Воодушевлённая успехами, позже купила сборник разных пальчиковых игр, и теперь он... пылится на полке! Ребёнок не захотел в них играть.

Условия для физического развития

Ребёнка не кутала, наоборот, старалась не одевать лишнего, чтобы в будущем не заболевал от малейшего дуновения ветерка. Оказалось, это полезно и для физического развития, потому что тепло одетый ребёнок чувствует себя вялым, расслабленным и двигаться не хочет.

Как только сын начал тренировать перевороты со спины на живот, решила, что пора переселять его на пол. Понравилось выкладывать его на специальный детский игровой коврик, похожий на гимнастический мат. А вот тряпичный шлем оказался бесполезным приобретением, потому что в нём сильно потела голова. Надели его пару раз и больше им не пользовались.

Для того, чтобы ребёнок встал на четвереньки, выкладывала его на самодельную подушку, которую скручивала из пелёнок. Сын оказывался в положении «на четвереньках» при помощи подушки. Через некоторое время он стал приподниматься самостоятельно.

Когда сын начал ползать, пришлось серьёзно заняться безопасностью квартиры. Всё опасное убрали в верхние шкафчики, накупили замков-блокираторов, какие-то шкафчики периодически приоткрывали, чтобы сын мог заняться «контролируемым бандитизмом». Воодушевлённый открывшимися возможностями, ребёнок стал усиленно развивать крупную моторику.

Присаживание

Начиная с 3-4 месяцев иногда сажала себе на колени в полусидящее состояние. В основном если хотела выпить чаю, а ребёнок капризничал и хотел на ручки. С полугода приподнимала спинку коляски (не до конца), чтобы сыну было проще обозревать окрестности. Постоянно сверялась с нормами и переживала, не испорчу ли ему позвоночник. Сын долго был не фанатом сидения, а потом сам стал садиться с четверенек.

Перевороты на живот

На профилактическом осмотре хирург-ортопед посоветовал тренировать перевороты со спины на живот. Я последовала его совету. Помогала ребёнку так. Сын и сам много тренировался. На его примере я поняла, что скука — лучший двигатель прогресса. Когда была занята какими-то домашними делами, и в ответ на обиженные вопли умоляла немного подождать, то он, повозмущавшись, начинал упорно тренироваться.

Ползание

Пыталась научить ползать по-пластунски. Утверждалось, что это наиболее доступный детям способ. Иногда сын отталкивался ногой от моей руки, но в целом не очень понимал, что от него хотят. А ползать он научился сам. Сначала долго раскачивался на четвереньках, как на видео.

Потом как-то выпала пара очень тяжелых ночей (зубы). Чтобы прийти в себя, легла на ковёр поиграть на ноутбуке. Сын возился с игрушками в другом углу ковра. Через некоторое время обнаружила заинтересованного зрителя, выглядывающего из-за моего плеча. Вот так ноутбук помог начать ползать.

Вставание у опоры и ходьба

Так как сын почти никогда не лежал в кроватке с поднятым бортом, то вставать-ходить у опоры ему было негде. В основном он доползал до какого-то интересного ему места, там привставал и грабил доступные полки.

Начать стоять у опоры помог случай. Однажды я положила его на себя так, что его коленки были на полу, а руки — у меня на животе. Он выпрямил ноги. Получилось, что он привстал, используя меня как опору.

После того, как он вдоволь натренировался, используя меня в качестве спортивного снаряда, он стал вставать в кроватке, держась за прутья, и ходить вдоль стены. Позже, когда ему было 11 месяцев, мы поехали отдыхать в отель, специально заточенный под отдых с маленькими детьми. За те 3 дня, которые мы там провели, он стал ходить без опоры, так ему было всё интересно.

Спуск с дивана

Часто клала ребёнка на живот так, чтобы ноги свешивались с дивана, и говорила: «Слазь» или «Как надо слазить с дивана?». Ребёнок сползал вниз, повинуясь силе гравитации. Потом он всё чаще стал спускаться самостоятельно.

Выводы

Здоровый ребёнок способен развиваться сам, без динамической гимнастики и массажа. Вот чем можно ему помочь:

  • чаще выкладывать на живот с самых первых дней жизни;
  • научить переворачиваться со спины на живот;
  • купить хороший детский коврик и вовремя переселить ребёнка на пол;
  • обезопасить квартиру и позволять ребёнку заниматься контролируемым бандитизмом;
  • не бояться плача заскучавшего ребёнка, подождать немного: а вдруг он начнёт тренироваться, ведь скука — двигатель прогресса.