Мир тотального удовольствия и тотального же несчастья. Часть 2

23 June 2020
156 full reads
227 story viewsUnique page visitors
156 read the story to the endThat's 69% of the total page views
6 minutes — average reading time

ЧАСТЬ 1

Помните историю экспериментальной крысы, которая беспрерывно нажимала на рычаг, чтобы активировать зону удовольствия в своем мозгу?

Была ли она счастлива? Со стороны могло бы показаться, что, да. Даже не взирая на то, что ей в голову воткнули провода.

Но, если она уже удовлетворилась, то что же тянуло её снова и снова нажимать на рычаг?

Речь об экспериментах 1954 г. Дж.Олдса, П.Милнера и Б.М.Скиннера.

Как поступает человек на месте крысы? Пример алкоголиков, наркоманов показателен. Они также снова и снова жмут на волшебный рычаг, только тут не электричество, а химия. И так до смерти. И излечиться от подобной зависимости почти невозможно.

Простой вопрос: будет ли человек счастлив, если удовлетворить все его потребности? Абсолютно все!

Представьте себе, что у вас не осталось ничего, что вам хотелось бы, и любое Ваше желание удовлетворяется в ту же секунду. Вот предел мечтаний вашего внутреннего животного, той самой крысы, которая только и делает, что жмёт на рычаг.

В курсе что случилось с той самой крысой? Она сдохла, удовлетворилась до смерти.

Отсюда закономерный вопрос: может ли получить счастье человек, полностью удовлетворив все свои потребности? Счастлив ли тот человек, которому по сути нечего желать, достиг ли он абсолютного счастья? И ещё вопрос, который скрывается за этим вопросом: а только ли счастья человек хочет или что-то ещё (скрытое за наносным культурным слоем)?

Порог чувствительности

Если бы все потребности удовлетворялись по щелчку пальцев, то вполне возможно развитие остановилось бы. Человек пресыщенный жизнью перестал бы развиваться.

Если рассматривать современного человека постмодерна в ситуации «по щелчку пальцев», то он по-любому деградирует.

Проблема тут не столько в том, какова суть человека, сколько в том, каков социум, культурная среда. А она и формирует личность. Но это отдельная тема (рассмотрим в следующих публикациях).

Представим себе такой гипотетический случай. Все ваши желания удовлетворены, и более того, как только возникают, тут же удовлетворяются. Ну, с учётом того, что вы не являетесь человеком с постмодерн-мировоззрением (такие обычно не дочитывают сложные тексты).

Свой личный джинн на побегушках? Это ли не счастье?

А вот фигушки!

Потребности — это такой феномен, который никогда не получит окончательного удовлетворения. Всегда возникнет новое желание, потребность, мотив.

Да и желание удовольствия (или стремление к счастью) само по себе никогда не угаснет.

Человечество давным давно подсело на эндорфин, дофамин и серотонин. Гормоны счастья. Подробно: Биохимия счастья и несчастья

Природа через эти гормональные комплексы награждает нас «за хорошее поведение». Сам механизм в биологии называется «система положительного подкрепления».

А за условное «плохое поведение» природа нас наказывает дефицитом этих гормонов.

Как только находится волшебный рычаг, наше внутреннее животное, та самая крыса с проводами в мозгу, продолжит жать на этот рычаг. Почему?

Проблема в том, что чем сильнее человек чувствует удовольствие, тем острее происходит обратный эффект, он чувствует страдание, неудовольствие. Так сказать, "гормональные качели" напрямую переходящие в качели сенситивные.

После очередной активации зоны удовольствия, всегда чуть-чуть повышается порог чувствительности. И чем дальше двигаться по пути крысы, тем получение удовольствия дороже, т.к. порог растёт всё быстрее – по экспоненте.

Сильнее становится и страдание, ломка. Вплоть до того, что даже обычное состояние бодрствования воспринимается как страдание.

На примере наркомана, для получения кайфа с каждым разом нужен рост дозы или все более тяжёлые наркотики.

И логичный вопрос, а надо ли гоняться за удовольствием, за счастьем? В этом ли цель?

Пример крысы с рычагом не объясняет, что бывает с теми, кто постоянно стремится только к удовольствию? Удовольствие эфемерно и временно. Как только заканчивается действие морфина или эндорфина, эйфория проходит, и снова надо удовлетворяться!

Но счастье – это ведь что-то другое. Не просто удовольствие, не просто удовлетворение потребностей.

Счастье — удел человека

Главной ошибкой было уравнять счастье и удовольствие. Не станем уподобляться гедонисту Эпикуру. Это разные явления и разные понятия. Особенно в русском языке.

Начнём, как обычно, издалека!

Давайте разберемся, какого рода желания, какие потребности у нас есть. На самом деле это самый главный вопрос. И не такой простой, как кажется.

Есть два пути роста потребностей: светлый и тёмный.

Условно, конечно! Не пугайтесь или не надейтесь: никакой мистики или эзотерики.

Светлый путь — это переход от эгоизма к альтруизму, от потребностей туловища к духовным. Иными словами развитие вверх, качественный рост.

Тёмный путь — это зацикливание на эгоизме и на туловище, это рост вширь. Рост количественный.

Вспомним пирамиду потребностей А.Маслоу. Внизу пирамиды располагаются туловищные потребности. Иначе базовые. (О них мы писали в прошлой статье). Они, так сказать, обязательные к удовлетворению, настройки по умолчанию.

Далее располагаются социальные и духовные потребности. Здесь их наличие уже зависит от развития личности.

Можно спорить с тем, как именно они расположены в данной иерархии. Но они по-любому выше, чем потребности туловища, это надстройка. Но именно духовные потребности и обозначают в нас человечность. Ведь эгоистичные, туловищные потребности — это наша животная часть.

Животное не может быть счастливым, оно может быть лишь удовлетворённым. Потому что счастье – удел мыслящих, разумных. Кстати, возможно, некоторые высшие животные (слоны, дельфины, собаки, обезьяны) вполне могут обрести счастье.

Счастье действительно – удел человека. Настоящего человека, но отнюдь не человекообразного.

Дегенерат не может быть счастлив, он может быть только доволен. Дегенерат – это тот в ком человеческое угасло. Человеческое – это совесть, честь, нравственность, разум, воля.

Если говорят, что идиоты счастливы, то это либо ерунда, либо просто фигура речи.

Дегенератов много. Просто понаблюдайте. Это уже те самые крысы с рычагом. Они уже на стадии, близкой к закономерному финалу. К сожалению.

Человек – существо социальное. Не стадное, заметьте! И не стайное. И даже не роящееся. Общественное!

Недаром в некоторых неакадемических расшифровках слово счастье – это соучастие. Т.е. совместное участие в жизнедеятельности.

Так что такое счастье?

Оно связано с потребностями. Но не с базовыми (условные голод, холод, одиночество), а всё-таки с духовными (творчество, самоопределение, поиски истины, смысла...).

Счастье для каждого человека уникально по форме и содержанию. Но оно точно не является удовольствием.

Парадокс человекообразного

Самое интересное и парадоксальное — если животное (и тем более животное в теле человека) полностью удовлетворено, то это не значит, что в нём проснётся человеческое.

Скорее наоборот — человеческое начинает просыпаться только тогда, когда возникают какие-то трудности в удовлетворении базовых потребностей нашей животной части. Т.е. когда у крысы отбирают рычаг удовольствия.

Тут включается не реагирующая часть психики, а рефлексирующая, т.е. человек задумывается, а что, собственно, не так?! Почему я несчастен, хотя столько времени кайфовал?!

Просто в какой-то момент человек совершает выбор: пытаться и дальше удовлетворять животное, или компенсировать неудовлетворённость базовых потребностей ориентацией на духовное. Т.е. начинать думать, соображать, развиваться качественно, а не количественно обогащаться.

Самое интересное, что никто не знает, почему человек делает или не делает это. Это один из важнейших философских вопросов: что влияет на выбор человека, что такое свобода воли, почему человек тянется к духовному, что вообще определяет человека, как Человека.

Чисто с туловищных позиций вульгарного материализма (да и постмодернового идеализма тоже) объяснить этот феномен невозможно.

Т.к. с этой точки зрения человек – это туловище, иногда отягощённое мелкой душонкой.

А это, заметьте, мейнстрим идеология, её придерживается большая часть элитариев, гуманитарная наука базируется на ней. На ней выстроилась вся нынешняя либеральная цивилизация с культом потребления.

И мало того, – нас выстраивает не как человечество, а как управляемое стадо, производящее и потребляющее всякую хрень. Как в фильме "Идиократия".

Эту системную проблему разберём в следующих частях. Она уже не столько психологическая, сколько социальная и даже экономическая.

А пока подведём небольшой итог.

Дабы не уподобляться крысе, просто стоит вспомнить, что же отличает нас от животных, от людей деградировавших до уровня животных и даже ниже.

И, взглянув на своё внутреннее животное, будет легче понять эту часть своей личности. Эта наша животная часть стремится к удовольствию не от хорошей жизни. Это ведь психологическая компенсация. Животное боится, оно одиноко, страдает, одержимо желаниями и страхами, зачастую навязанными со стороны манипуляторов.

Поняв это, соответственно, легче будет понять и пробудить то человеческое, что в нас дремлет.

Подпишитесь на наш канал НЕРАЗБУДДИЗМ