Секреты племени Навахо, или Лучшая в мире инклюзия и терапия для аутистов

Современный взгляд на реальность основан на линейной парадигме: хорошее и плохое, вперёд и назад, правильный и неправильный, здоровый и инвалид... Но в природе все происходит иначе, и это касается человека. В природе движение заключено в кривых и кругах, и то же самое верно в отношении нашего развития.

Фото: econet.by
Фото: econet.by

В культуре индейских племен совершенно другая концепция реальности. Она заключается в том, что реальность по своей сути хаотична и, что истинное здоровье происходит от умения найти равновесие в хаосе. Истина не является фиксированной точкой, а скорее постоянно развивающейся точкой равновесия, непрерывно создаваемой и всегда новой.

Эти убеждения отрицают существование единственной точки зрения или интерпретации. Философия жизни индейцев коренным образом заключена в идее многослойной и постоянно меняющейся реальности. Поскольку реальность все время меняется, в ней нет ничего устойчивого и нет представления о нормальном и ненормальном.

В результате такого взгляда на жизнь, в индейских племенах никогда не было стигмы по отношению к людям с инвалидностью. Даже в языке у индейцев нет слов со значениями «нормальный» и «инвалид». Есть понятие, которое близко по смыслу к слову «другой» или «воспринимающий реальность иначе». Поэтому человек с особенностями рассматривается как индивид с неким отличием, которое принимается во внимание для интеграции его в общине. Инвалидность - это «только элемент жизни индивида, но не определяющий элемент».

Во многих племенах люди с ограниченными возможностями всегда считались почетными членами общины, их «дар» видения других аспектов реальности «дает возможность духовного роста» остальным членам общины в племени. Таких почетных членов сообщества назывались «хейокой», они умели проникнуть в «магию хаоса» и имели доступ к святой, таинственной и непостижимой силе.

Что особенно важно для индейской концепции инвалидности, это то, что они просто принимают таких людей и их дар, но не выставляют это на показ, не превозносят, не высмеивают, не считают хуже или лучше. Старейшина Лакота отмечает, что «ни обычный человек, ни человек хейока не имеют лучшего или худшего представления о реальности, они просто видят разные аспекты и уровни реальности, которая для всех одна».

Фото: farmingtonnm.org
Фото: farmingtonnm.org

Кроме того, культура индейских племен позволяла людям с особенностями лучше встроиться в жизнь сообщества, не предпринимая больших усилий для этого. Например, умение говорить и общаться посредством речи не является мерой компетентности и необходимостью, как в доминирующей культуре. Индейские племена считаются одной из первых этнических групп, которые использовали язык жестов и знаков, похожие на сигналы современного языка жестов. Эта система коммуникации служила способом, помогающим включать людей с особенностями развития, а также глухих и пожилых людей в общинные беседы. Тишина является приемлемой частью индейской беседы, и часто разговоры ведутся в медленном темпе. Благодаря этому, у членов племен с когнитивными нарушениями не было проблем с пониманием разговоров.

Аутизм не рассматривается как проблема в индейских племенах, в отличие от подхода в западной культуре. Типичным симптомом аутизма является отсутствие зрительного контакта, но в культуре индейцев это нормально. Во время разговоров эти люди часто смотрят на небо, землю, куда угодно, но не в глаза человека, с которым обращаются. В современной доминирующей культуре очень большое значение уделяется послушанию ребенка взрослым и следованию общественным нормам. У индейцев в этом отношении тоже все иначе. Ребенку разрешено делать все, что он хочет и самому выбирать способ вносить свой вклад в жизнь сообщества. Уровень толерантности к «девиантным» формам поведения был намного больше, потому что не было четкого диапазона «хорошего» поведения, которому ребенок должен подражать или соответствовать.

В доминирующей культуре мы привыкли ценить индивидуализм, независимость и стремление следовать какому-то идеалу – идеалу нормы, счастья и правильной жизни. У индейских племен были другие ценности: вера во взаимосвязь всех явлений и людей, понимание того, что каждый человек может быть полезен общине по-своему, у каждого есть ценный дар, который может принести пользу всей общине. Твой дар, твое видение реальности может отличаться от моего, но они одинаково верные и ценные.

В настоящее время ведутся исследования американских социологов об особенностях культуры индейских племен (в частности, племени Навахо), которые помогают адаптации аутистов и полному включению в жизнь общества. Есть даже предположение, что социальная модель принятия, основанная на ценностях и философии индейских племен, гораздо больше способствует развитию и благополучию аутичных детей, чем современные терапии, которые так или иначе направлены на «нормализацию» и «коррекцию».

По сей день концепция инвалидности индейцев остается гораздо более прогрессивной, чем современные взгляды доминирующей культуры. Удивительно то, что эта концепция практически не изменилась, несмотря на все сложности, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться индейские племена.

ПОДПИШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В ЯНДЕКС.ДЗЕН

Материал подготовлен сайтом nest.moscow

Перевод: Анжела Суйналиева, оригинал: lewiscar.sites.grinnell.edu